Справочные данные по деталям машин

 

 

Главная

 

Уплотнения подвижных соединений.

Резиновые армированные манжеты для валов

 

Резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной предназначены для уп­лотнения валов. Манжеты работают в мине­ральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа, скорости до 20 м/с и температуре от - 60 до +170°С в зависимости от группы резины.

Типы и основные размеры. Манжеты из­готовляют двух типов:

1 - однокромочные;

2 - однокромочные с пыльником.

Манжеты типа 1 предназначены для пре­дотвращения вытекания уплотняемой среды. Манжеты типа 2 предназначены для предот­вращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.

Манжеты изготовляют в двух исполнени­ях: 1 - с механически обработанной кромкой; 2 - е формованной кромкой.

Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потре­бителем.

Основные размеры манжет должны соот­ветствовать указанным в табл. 30.

Для автомобильной промышленности до­пускается применять манжеты с основными размерами, указанными в табл. 30а.

Манжеты по ряду 1 предназначены для предпочтительного применения во всех отрас­лях машиностроения.

Манжеты по ряду 2 допускается применять в дополнение к ряду 1 для автомобильной промышленности и изделий специального назначения.

Манжеты по ряду 3 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для авиационной техники.

Манжеты по ряду 4 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для комплекта­ции импортного оборудования.

Для машин и узлов, находящихся в эксплуа­тации и в серийном производстве, допускается изготовлять манжеты с основными размерами, не предусмотренными ГОСТ 8752-79, по рабо­чим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Условное обозначение манжет с пружиной строится по следующей структуре:

 

рисунок

 

30. Основные размеры резиновых армированных манжет, мм (ГОСТ 8752-79 в ред. 1997г.)

 

рисунок

1 - резина; 2 - каркас; 3 – пружина; А – рабочая поверхность

 

Диаметр вала d

D

h

h1, не более

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4 ряд

1 и 2 ряды

3 ряд

4 ряд

 

6

-

-

16

16

-

5

7

10

 

20

-

-

7

-

-

 

22

-

 

7

-

20

17

5

 

22

-

-

-

 

8

-

18

-

5

 

22

-

7

-

 

-

24

 

26

 

9

-

19

-

5

 

22

-

7

-

 

-

26

 

10

-

-

20

-

5

 

22

-

7

-

 

25

 

26

-

 

11

-

21

-

5

 

25

-

7

-

 

26

-

 

-

28

 

12

-

-

22

-

-

5

-

10

 

-

24

-

7

 

25

 

26

-

7

-

 

28

-

 

-

30

 

13

26

25

6

 

28

-

-

-

7

-

 

14

-

26

6

 

28

-

-

 

-

30

 

15

-

26

-

7

 

27

-

6

-

 

30

-

7

-

 

32

 

-

35

 

16

-

28

-

6

 

30

-

7

-

 

35

 

-

36

 

40

 

17

-

29

-

6

 

30

-

7

-

 

32

-

 

-

35

 

18

-

30

30

-

6

7

 

31

-

-

7

-

-

 

35

-

 

19

-

31

-

6

 

32

-

7

-

 

35

-

 

20

-

32

-

6

 

34

-

7

-

 

35

-

 

40

-

-

-

10

-

-

14

 

-

42

 

21

-

35

-

7

 

40

-

10

-

 

22

-

35

-

35

7

-

7

14

 

36

36

-

7

-

10

 

40

-

-

10

-

14

 

23

-

35

7

10

 

24

-

38

-

7

 

40

-

7

-

 

-

46

10

14

 

25

38

7

10

 

-

39

-

7

 

-

40

-

7

14

 

42

-

10

-

 

-

47

-

7

 

52

 

26

38

-

7

-

10

 

 

-

40

-

7

 

45

-

10

-

14

 

28

-

40

-

7

 

42

-

7

-

 

50

45

-

10

-

 

-

-

52

-

7

 

30

42

 

45

-

7

-

 

-

47

-

7

 

-

50

-

-

10

-

-

 

52

-

52

7

 

32

-

44

-

7

-

10

 

45

45

-

 

 

-

47

-

 

48

-

7

-

 

52

-

52

10

-

8

14

 

34

-

50

50

-

7

7

-

10

 

35

48

-

-

 

50

50

50

7

8

 

52

-

52

10

-

14

 

55

55

 

58

-

-

-

 

36

-

48

7

10

 

-

50

-

7

 

58

-

10

-

14

 

38

52

-

-

-

7

-

-

10

 

-

55

55

-

7

8

 

56

-

-

10

-

-

14

 

58

-

58

8

 

-

60

-

-

 

-

62

-

8

 

40

52

-

7

-

10

 

55

55

7

 

58

-

10

-

14

 

60

-

 

62

62

8

 

42

-

58

58

-

7

7

-

10

 

62

-

62

10

-

8

14

 

 

-

75

-

-

 

44

-

55

-

8

 

65

-

10

-

 

45

60

60

7

7

10

 

-

-

62

-

-

14

 

65

65

10

 

-

70

-

 

48

-

65

-

7

 

70

-

10

-

 

50

-

65

-

-

7

 

-

68

-

8

 

70

-

10

-

 

 

-

72

-

8

 

80

-

10

-

 

52

70

 

75

-

 

55

-

72

-

8

 

75

-

10

-

 

80

-

80

8

 

-

82

-

-

 

56

80

-

 

58

82

 

60

-

80

80

8

 

82

-

-

 

85

-

85

8

 

62

-

80

-

10

-

-

14

 

90

 

63

90

-

 

65

-

85

-

10

 

90

-

10

-

 

70

-

90

-

10

 

92

-

10

-

 

95

-

71

 

75

-

95

 

100

-

 

-

102

 

105

 

80

-

100

-

10

 

105

-

10

-

 

-

100

 

82

115

 

85

110

-

12

16

 

-

115

 

120

 

90

112

-

-

 

115

 

120

-

92

 

95

-

130

 

100

125

-

 

105

130

 

110

135

-

-

12

-

 

-

140

-

12

 

115

-

140

-

12

-

 

145

-

 

120

145

 

150

 

125

-

150

 

155

-

 

130

-

155

15

20

 

160

-

 

135

-

160

 

165

 

140

170

-

-

15

-

-

20

 

145

-

175

 

150

180

-

 

155

-

185

 

160

190

-

 

165

-

195

 

170

200

-

 

175

-

205

 

180

-

210

-

15

 

220

-

15

-

 

190

-

220

-

15

 

30

-

15

-

 

200

-

230

-

15

 

240

-

15

-

 

210

250

 

220

-

250

-

15

 

260

-

15

-

 

230

270

 

240

-

270

-

15

 

280

-

15

-

 

250

290

 

260

300

18

23

 

270

320

 

280

320

 

300

340

 

320

360

 

340

380

 

360

400

 

380

420

 

400

440

 

450

500

22

28

 

480

530

 

 

Примечания:

1. Допускается применять манжеты с размерами 10 × 22; 28 × 47; 30 × 45; 420 × 470 и 500 × 550мм во всех отраслях машиностроения.

2. Для машин и узлов, находящихся в эксплуатации и в серийном производстве, допускается изготовлять манжеты с основными размерами, не предусмотренными табл. 30 и 30а, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

3. Манжеты с размерами, указанными в табл. 30а, в новых конструкциях применять не реко­мендуется.

 

30а. Манжеты для автомобильной промышленности (ГОСТ 8752-79 в ред. 1997г.), мм

 

(см. эскиз к табл. 30)

Диаметр вала d

D

h

h1, не более

Диаметр вала d

D

h

h1, не более

19

47

7

10

62

93

10

14

26

10

14

64

95

28

68

30

74

102

38

54

7

10

75

94

41

56

79

110

42

64

10

14

83

68

95

127

12

16

43

65

10

14

98

45

59

7

10

105

138

64

10

14

112

136

48

66

114

145

72

119

146

50

76

130

154

15

20

51

134

160

52

72

137

76

142

168

81

195

235

54

80

420

470

22

29

57

500

550

58

84

 

См. примечания к табл. 30.

Условное обозначение (без слова "манже­та" и номера отраслевого стандарта) наносят на торец манжеты вместе с товарным знаком предприятия-изготовителя и двумя последними цифрами года изготовления.

Технические требования.

1. Манжеты должны изготовляться в соответствии с требо­ваниями настоящего стандарта по отраслевым стандартам, рабочим чертежам и технологическим регламентам, утвержденным в установ­ленном порядке.

Каркасы и пружины должны изготовляться по отраслевым стандартам или рабочим черте­жам, утвержденным в установленном порядке.

2. В зависимости от условий работы ман­жет группу резины выбирают по диаграмме (рис. 25) и данным в табл. 30б и 30в.

 

рисунок

Рис. 25. Диаграмма выбора группы резины:

I - резины 1-й и 3-й групп; II - 4-й группы; III - 5-й и 6-й групп

 

Примечания к диаграмме:

1. При выборе по диаграмме группы резин для манжет с пыльником (тип 2) скорость должна быть увеличена на 30... 50% по сравнению со скоростью узла.

2. Допускается применять резины 1-3 групп в зоне II для серийных манжет, ус­тановленных на автомобилях с ресурсом 100000км пробега

3. Ресурс для манжет, работающих при скоростях более 20м/с, устанавливают по результатам испытаний у потребителя.

 

306. Условия выбора резины

 

Тип эластомера

Группа

резин

Нижний

температурный

предел

Температура уплотняемой среды, °С

Минеральные масла

Смазка на основе

 минеральных

 масел

Дизельные

 топлива

Углеводы

хлорированные

Вода (питьевая

техническая,

морская)

Тормозная

жидкость

моторные

Трансмиссионные

(кроме гипоидного)

гипоидные

соляровые

Бутадиеннитрилакриловый каучук

1

-45

+100

+100

+80

+90

+90

-

-

С

-

2

-30

С

3

-60

-

Фторкаучук:

СКФ-32

4

-45

+150

+150

+150

+150

+100

+150

-

-

С

СКФ-26

5

-20

+170

+170

С

С

-

+90

Силиконовый каучук

6

-55

+150

+130

+130

С

С

С

-

С

С

 

Примечания:

1. Буква «С» означает, что пригодность резины для уплотнения данной группы сред определяется по согласованию потребителя с изготовителем.

2. Знак «-» означает, что эластомер неприменим для уплотнения в указанной группе сред.

3. Группа и марка резины определяется по согласованию потребителя с изготовителем.

4. Не допускается применять для грузовых автомобилей манжеты из резины группы 2, кроме случаев, согласованных с заказчиком.

 

30в. Марки резин для изготовления резиноармированных манжет

 

Тип эластомера

Группа резины

Марка (шифр) резины

Бутадиен-нитрилакриловый каучук

1

2

3

7-ИРП-1068-3с, 7-ИРП-1068-24, 51-1455

7-4004-112, 7-4004-4М

7-В-14-1, 51-1666-2

Фторкаучук

4

5

ИРП-1314-1, ИРП-1314-1c

ИРП-1316, ИРП-1287, 51-1435

Силиконовый каучук

6

ИРП-1401

 

3. Для работы в районах холодного клима­та (исполнение ХЛ) манжеты изготовляют из резин групп 3, 6 и маркируют зеленой краской.

4. Не допускается разъем пресс-форм по рабочей кромке и поверхностям А и Б (см. эскиз к табл. 30).

5. На поверхности А в технически обосно­ванных случаях допускается изготовлять маслоотгонные рельефы с возможным выходом на рабочую кромку манжет по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

6. Каркас должен быть обрезинен. Допус­кается оголение поверхности каркаса в местах фиксации каркаса в пресс-форме.

7. Предельные отклонения наружного диа­метра D и допуск округлости диаметра D должны соответствовать указанным в табл. 30г.

8. Предельные отклонения высоты h ман­жеты не должны превышать следующих зна­чений, мм:

 

Высота манжеты h

5...8

10; 12

15

18; 22

Предельные отклонения

±0,2

±0,3

±0,4

±0,6

 

30г. Предельные отклонения и допуск круглости наружного диаметра D манжет, мм

 

Номинальный диаметр

Пред. откл.

Допуск круглости, не более

Номинальный диаметр

Пред. откл.

Допуск круглости, не более

Манжеты рядов 1, 2 и 4

Манжеты ряда 3

До 30

+0,35

+0,15

0,25

До 22

+0,30

+0,15

0,25

Св. 30 до 80

+0,40

+0,20

0,35

» 80 » 150

+0,50

+0,30

0,50

Св. 22 до 32

+0,35

+0,20

» 150 » 240

+0,60

+0,30

0,65

» 240 » 290

+0,60

+0,30

0,80

» 32 » 42

+0,40

+0,20

» 290 » 440

+0,70

+0,40

1,00

» 440 » 550

+0,70

+0,40

1,00

» 42 » 65

+0,50

+025

 

9. Манжеты должны быть морозостойки при температурах, указанных в табл. 306.

10. Манжеты должны обеспечивать герме­тичность при испытании на специальном стен­де в течение 48ч по методике, утвержденной в установленном порядке.

11. Допускается подтекание без каплеобразования и падения. Удельная утечка не должна быть более 10-2см3/(см·ч).

Расчет удельной утечки q в см3/(см·ч) про­изводят по формуле

 

 

где Q - утечка за время t, см3; D - диаметр вала, см; t - время сбора утечки, ч (t ≥ 8ч).

12. 95%-ный ресурс должен быть:

а) для манжет из резин групп 1-3, установ­ленных:

на тракторах, двигателях и судовых меха­низмах - не менее 3000ч;

на автомобилях - 120000км пробега;

б) для манжет из резин групп 4-5, установ­ленных:

на тракторах, двигателях и судовых меха­низмах - не менее 10000ч;

на автомобилях - 200000км пробега;

в) для манжет из резин группы 6, установ­ленных:

на тракторах, двигателях и судовых меха­низмах - не менее 5000ч;

на автомобилях - 150000км пробега.

13. Ресурс манжет для конкретных автомо­билей и других агрегатов устанавливается по согласованию между потребителем и изгото­вителем в порядке, установленным ГОСТ 2.124-85 в ред. 1995г.

Требования к уплотнительным узлам, сопряженным деталям и монтажу манжет

1. Манжету устанавливают в агрегате в со­ответствии с рис. 26.

2. Параметры сопряженных деталей долж­ны соответствовать указанным в табл. 31.

Размеры фасок посадочного отверстия и вала (рис. 26), мм:

 

d

До 10

10...20

21...30

32...40

42...50

52...70

71...95

100...130

130...240

240...500

d-d1

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,5

7,0

11,0

 

Высота посадочного отверстия h2 (рис. 26), мм:

 

Высота манжеты h

5

7

10

12

15

18

22

h2 (пред. откл. по h14)

6,5

8,5

12

14,5

18,5

22

25,5

h3 (пред. откл. по h14)

1,0

1,0

1,5

2,0

2,5

3

3,5

 

3. Манжету 2 устанавливают в посадочное отверстие перпендикулярно к оси вала 1. В собранном узле эластичный элемент манжеты не должен соприкасаться с деталями  корпуса, а также выступами или углублениями на валу (рис. 26).

4. Для исключения осевого перемещения манжеты от различных вибрационных нагру­зок следует предусмотреть в посадочном от­верстии упорное кольцо по ГОСТ 13943-86 (рис. 27) или кольцевую проточку в виде пря­моугольного треугольника, острие которого направлено в сторону запрессовки манжеты (рис. 28).

В зависимости от наружного диаметра манжеты глубина кольцевой проточки h4 должна быть равна:

0,5мм - для диаметра до 150мм;

0,7мм - для диаметра св. 150 до 290мм;

1мм - для диаметра св. 290 до 550мм.

5. При установке манжеты рядом с коническим подшипником в отверстии под подшип­ник необходимо предусмотреть канавки для отвода масла, которое нагнетается подшипни­ком (рис. 29).

Для узлов с окружной скоростью валов не более 5 м/с допускается не выполнять маслоотгонный канал.

 

рисунок

Рис. 26

 

31. Параметры сопряженных с манжетой деталей

 

Параметр

Вал

Отверстие

Шероховатость поверхности по ГОСТ2789-73 при скорости скольжения:

до 5м/с

Ra от 0,63 до 0,32мкм

Ra от 2,5 до 1,25мкм

св. 5м/с

Ra от 0,32 до 0,16мкм

-

Шероховатость поверхностей Б к В (фасок) (рис. 26)

Ra 25

Rz 20

Шероховатость поверхности А (рис. 26)

-

Rz 40

Твердость поверхности трения, не менее, при скорости скольжения:

до 4м/с

30HRC

-

св. 4м/с

50HRC

-

Поле допуска

h10

Н9

Предельное радиальное биение поверхности вала, контактирующей с манжетой, мм, при частоте вращения вала, мин-1:

до 1000

0,18

-

св. 1000 до 2000

0,15

-

» 2000 » 3000

0,12

-

» 3000 » 4000

0,10

-

» 4000 » 5000

0,08

-

» 5000

0,02

-

Допуск соосности посадочного места под манжету относительно оси вращения вала, мм, не более, при диаметрах вала, мм:

до 55

-

0,10

св. 55 до 120

-

0,15

» 120 » 320

-

0,20

» 320 » 500

-

0,25

 

1. При эксплуатации изделий в агрессивных средах необходимо применять валы с защит­ным антикоррозионным покрытием Хтв 42. Значения шероховатости и отклонения размеров вала должны быть указаны после покрытия.

2. В технически обоснованных случаях допускается применять валы с меньшей твердостью или изготовлять их из чугуна с твердостью не менее 170...241НВ и цветных металлов по со­гласованию с разработчиком стандарта.

 

рисунок

 

6. При запыленности и загрязненности внешней среды перед манжетой необходимо устанавливать дополнительные защитные уст­ройства: пылегрязесъемные манжеты, сальниковые набивки, лабиринтные уплотнения, от­ражатели и т. п.

7. При работе манжет должна быть обеспе­чена смазка трущихся поверхностей предвари­тельным смазыванием (см. п. 8) и постоянным контактированием с уплотняемой   средой. Температура в зоне контакта не должна пре­вышать температуру уплотняемой среды более чем на 30%.

8. Перед установкой в изделия рабочие по­верхности манжет А и Б (рис. 30), пружины (если они надеваются на манжеты непосредст­венно перед установкой манжет в узел), поверхности вала и посадочного отверстия, со­пряженные с манжетами, протирают безворсо­вым тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите по ГОСТ 3134-78 для удаления загрязнений, после чего высушивают при ком­натной температуре до испарения бензина и смазывают монтажной смазкой или уплотняе­мой средой.

При монтаже манжет из резины групп 1, 2, 3 и 6 следует применять жировую смазку.

При монтаже манжет из резин 4, 5-й груп­пы применяют смазку ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-80 или ВНИИ НП-279 по ГОСТ 14296-78.

Перед установкой манжет с пыльником (рис. 31) полость между рабочей кромкой и пыльником следует заполнить монтажной смазкой в количестве, необходимом для заполнения 2/3 объема.

Консервирующую смазку, нанесенную на пружину на заводе-изготовителе, при ком­плектации манжет удалять не следует.

9. Перепрессовка манжет (выпрессовка из посадочного отверстия и повторная запрессов­ка этой же манжеты) не допускается. Допуска­ется пятикратная переборка уплотнительного узла (монтаж и демонтаж уплотняемого вала и втулки) без выпрессовки манжет из отверстия.

В процессе эксплуатации переборка уплот­нительного узла не допускается.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru