Справочные данные по деталям машин

 

 

Главная

 

Продольные и кольцевые смазочные канавки

 

Размеры смазочных отверстий в валах и канавок на валах приведены в табл. 8 и 9.

Кольцевые канавки располагают по краям или посередине подшипника (табл. 10). В последнем случае канавка как бы разделяет его пополам. Масло, перетекая из нагруженной в ненагруженную часть подшипника, снижает несущую способность масляного слоя. Нали­чие двух кольцевых канавок у краев подшип­ника меньше снижает несущую способность масляного слоя.

Продольные канавки в горизонталь­ных подшипниках располагают в разъеме и в зоне подвода масла (табл. 11).

 

8. Смазочные отверстия в валах

 

Размеры, мм

рисунок

 

Резьба коническая

дюймовая

по ГОСТ 611-52

Резьба трубная

Резьба метрическая

по ГОСТ 24705-2004

Резьба

коническая

дюймовая

Резьба трубная

Резьба

метрическая

d2

l1max

l2min

с

коническая

по ГОСТ 6211-81

цилиндрическая

по ГОСТ 6357-81

коническая

цилиндрическая

Дюймы

Глубина нарезания lmin

-

-

-

M10×1

-

-

-

14

6

150

15

0,5

К1/8

Rс 1/8

-

-

6,7

10

-

-

6

150

15

1

К1/4

Rс 1/4

G1/4

-

10,2

11

18

-

8

200

20

1

-

Rс 3/8

G3/8

-

-

13

20

-

10

400

25

1

К1/2

Rс 1/2

G1/2

-

13,5

16

25

-

12

800

30

1

 

9. Смазочные канавки на валах

 

Размеры, мм

рисунок

 

Диаметр вала

d1

h = r

r1

r2

l

От 10 до 18

1

1

0,5

12,5

5

Св. 18 до 50

2

2

1

12,5

5

Св. 50 до 80

2,5

3

1,5

20

8

Св. 80 до 100

3

4

2,0

25

8

 

* Размер, обеспечиваемый инструментом.

 

10. Примеры рационального устройства кольцевых канавок

 

Эскиз

Вращающаяся деталь

Нагрузка

Подвод смазки

Расположение кольцевой канавки

Расположение продольной канавки

Вал расположен горизонтально

рисунок

Вал

Вращается вместе свалом

Через подшипник

В середине подшипника

На валу со стороны, противоположной зоне давления1 в подшипнике

рисунок

Постоянная или меняющаяся в пределах 180°

Через вал

Со стороны, противоположной направлению нагрузки

рисунок

Подшипник

Вращается вместе с подшипником

В подшипнике в ненагруженной зоне

Вал расположен вертикально

рисунок

Вал

Вращается вместе свалом

Через подшипник

Ближе к верхнему краю подшипника при подаче масла без дав­ления; в середине при подаче под давлением

На валу со стороны, противоположной зоне давления в подшипнике

рисунок

Постоянная или меняющаяся в пределах 180°

Через вал

В середине подшипника

-

рисунок

Вращается вместе свалом

рисунок

Подшипник

Вращается вместе с подшипником

Через вал

В середине подшипника

-

 

1 При неопределенном направлении нагрузки канавку на валу не делают.

 

11. Примеры рационального устройства продольных канавок

 

Эскиз

Вращающаяся деталь

Расположение вала

Нагрузка

Подвод масла

Расположение канавки

рисунок

Вал

Горизонтальное

Постоянная или меняющаяся в пределах 180°

Через подшипник

В подшипнике, в ненагруженной зоне, в месте подвода масла

рисунок

Вал

Горизонтальное

Вращается вместе с валом

Через вал

На валу, со стороны, противоположной направле­нию нагрузки

рисунок

Вертикальное

Постоянная или меняющаяся в пре­делах 180°

Через подшипник

В подшипнике1 со стороны, проти­воположной зоне давления

рисунок

Подшипник

Через вал

На валу со стороны, противопо­ложной зоне дав­ления в подшип­нике

 

1 Канавка с выходом к верхнему краю подшипника при подаче масла без принудительного давления.

 

рисунок

Рис. 5. Замкнутые кривые канавки подшипника

 

Продольная несквозная закрытая канавка, расположенная в ненагруженной части под­шипника, способствует равномерному распре­делению масла по трущимся поверхностям.

При подводе масла с торца подшипника канавку делают сквозной только со стороны подачи масла.

При подводе же масла под давлением в сере­дину подшипника канавку делают закрытой с обоих концов.

Канавки в виде пересекающихся замкнутых кривых (рис. 5) применяют для вращающихся валов при пластичной смаз­ке, а в подшипниках с вертикальным располо­жением вала - при жидкой смазке. Направле­ние вращения в этом случае не имеет значения. Масло подают через отверстие, расположенное на пересечении двух кривых, а в вертикальных подшипниках - сверху.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru