Справочные данные по деталям машин

 

 

Главная

 

Расчетный ресурс подшипников качения

 

Расчетным показателем долговечности подшипника служит базовый ресурс L10, соответствующий 90%-й надежности. Име­ется в виду, что используют обычные мате­риалы, технологию производства и условия эксплуатации.

Однако во многих случаях желательно вычислить ресурс для более высоких уров­ней надежности или с учетом специальных свойств подшипников и условий эксплуа­тации. В таких случаях выполняют расчет скорректированного ресурса.

Базовый расчетный ресурс L10 в мил­лионах оборотов определяют при 90%-ной надежности (отсюда в обозначении индекс 10=100-90):

 

L10 = (C/P)k

 

где С - базовая динамическая грузоподъем­ность подшипника (радиальная Сr или осе­вая Са), Н; Р - эквивалентная динамиче­ская нагрузка (радиальная Рr или осевая Ра). Н; k - показатель степени, равный в соответствии с результатами эксперимен­тов: k=3 для шариковых и k=10/3 для роликовых подшипников.

Формула расчета ресурса справедлива, если Рr (или Ра), а при переменных нагруз­ках Рr max (или Ра mах), не превышает 0,5Сr (или 0,5Са). Применимость формулы огра­ничена также частотами вращения от 10 об/мин до предельных по каталогу.

По приведенной формуле вычисляют базовый расчетный ресурс L10 для подшипников, изготовленных из обычных подшипниковых сталей и эксплуатируемы при нормальных условиях (правильной установке подшипника, правильно выбран­ном способе смазывания, защите от прони­кания инородных тел и др.).

При отличии свойств материала или условий эксплуатации от обычных, а также при повышенных требованиях к надежности определяют скорректированный расчетный ресурс Lsa в миллионах оборотов:

 

Lsa = a1 а2 а3 L10,      (23)

 

где а1 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от надежности (табл. 68); a2 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от особых свойств подшипника; а3 – коэффициент корректирующий ресурс в зависимости условий работы подшипника.

Скорректированный расчетный pecурс подшипника в часах

 

Lsah=106Lsa/(60n)

 

где n - частота вращения кольца, об/мин.

Расчет подшипников качения  при повышенной вероятности безотказной работы выполняют для ответственных узлов при необходимой надежности 91-99%. Вместо индекса s в обозначении ресурса записывают значение  разности (100 - Pt),  где Pt - надежность при определении ресурса. Так при 90%-ной надежности – L10a (L10ah), при 97%-ной – L3a(L3ah).

 

68. Значения коэффициента а1

 

Надежность Рt, %

90

95

96

97

98

99

Обозначение ресурса

L10a

L5a

L4a

L3a

L2a

L1a

Значения коэффициента a1

1

0,62

0,53

0,44

0,33

0,21

 

Подшипник приобретает особые свой­ства, что выражается в изменении ресурса, вследствие применения специальных мате­риалов (например, сталей с особенно низ­ким содержанием неметаллических вклю­чений) или специальных процессов произ­водства, или специальной конструкции. Значения коэффициента a2 устанавливает изготовитель подшипников.

Эксплуатационные условия, которые дополнительно учитывают с помощью ко­эффициента a3, - это соответствие вязко­сти смазочного материала требуемому значению (с учетом частоты вращения и температуры), наличие в смазочном мате­риале инородных частиц, а также усло­вий, вызывающих изменение свойств мате­риала деталей подшипника (например, высокая температура вызывает снижение твердости).

Вычисление базового ресурса основано на том, что толщина масляной пленки в донах контакта тело качения - дорожка качения равна или немного больше сум­марной шероховатости поверхностей контакта. При этом а3=1.

Рекомендации по значению коэффици­ента а3 для других условий дает изготови­тель подшипников.

При выборе типоразмера подшипников и расчете скорректированного ресурса для конкретных условий эксплуатации предпо­лагают, что подшипники соответствуют необходимому классу точности и обеспече­ны требуемые прочность и жесткость валов и корпусов.

Применение в формуле расчета скоррек­тированного ресурса значений a2>1 и а3>1 должно быть строго обосновано.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru