Рэнкин

 

 

РЭНКИН Уильям Джон Маккуорн

(05.07.1820 — 24.12.1872)

Механик Уильям Джон Маккуорн Рэнкин (Rankin W. J. M.) родился в Эдинбурге (Шотландия, Великобритания) в семье офицера, который очень интересовался техникой. После выхода в отставку его отец работал на строительстве железной дороги.

Первоначальное образование Рэнкин получил под руководством своего отца, а затем расширял свои знания по математике, физике и механике самостоятельно. В 14 лет он прочитал «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона. В это же время много внимания уделял теории музыки.

В 1836 г. М. Рэнкин поступил в Эдинбургский университет, где вначале изучал экспериментальную и теоретическую химию, затем слушал лекции по физике. За сочинение по волновой теории света получил золотую медаль. Летом 1837 г. изучал ботанику. В 1837 — 1838 учебном году продолжал изучать физику и получил высший приз за сочинение, посвященное методам физических исследований. В это же время под руководством отца начал работу на железной дороге, а с 1838 г. участвовал в проектировании и постройке различных инженерных сооружений в Ирландии и Шотландии.

В 1843 г. опубликовал первую научную работу, посвященную экспериментальному исследованию прочности колес подвижного состава железных дорог.

В 1848 г. начал заниматься молекулярной физикой и термодинамикой. В этих областях он работал всю жизнь.

В 1853 г. М. Рэнкин был избран членом Лондонского королевского общества, а в 1855 г. возглавил кафедру инженерного дела в университете города Глазго, где и работал до донца своих дней.

В 1858 г. был опубликован его учебник по прикладной механике, а в 1861 г. — по строительной технике. Вторая книга была переведена на русский язык в 1870 г. Изложение сопротивления материалов в первой книге Рэнкин начинает с основных уравнений теории упругости, а затем переходит к рассмотрению различных случаев нагружения стержней. В частности, при исследовании изгиба балки он вывел формулу для определения касательных напряжений при поперечном изгибе, что, как указывалось выше, было впервые сделано Д. И. Журавским, и учел влияние поперечной силы на величину прогиба, что, впрочем, также было сделано ранее Ж. Понселе.

М. Рэнкину принадлежат важные исследования по строительной механике и, в частности, по жесткости висячих мостов и устойчивости сыпучих тел, а также первая на английском языке работа по усталостной прочности, опубликованная в 1843 г. В этой работе описано исследование усталостных изломов и дана рекомендация для повышения усталостной прочности увеличивать радиусы галтелей в валах и осях.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru