Содержание
Классификация
механических передач
Основные кинематические и силовые
отношения в передачах
Основные характеристики
передач
Передачи с постоянным передаточным числом
Передачи с переменным передаточным
числом
Механизмы преобразования
одного вида движения в другой (общие сведения)
Механическая энергия, используемая для приведения в движение машины-орудия, представляет собой энергию вращательного движения вала двигателя. Вращательное движение получило наибольшее распространение в механизмах и машинах, так как обладает следующими достоинствами: обеспечивает непрерывное и равномерное движение при небольших потерях на трение; позволяет иметь простую и компактную конструкцию передаточного механизма.
Все современные двигатели для уменьшения габаритов и стоимости выполняют быстроходными с весьма узким диапазоном изменения угловых скоростей. Непосредственно быстроходный вал двигателя соединяют с валом машины редко (вентиляторы и т. п.). В абсолютном большинстве случаев режим работы машины-орудия не совпадает с режимом работы двигателя, поэтому передача механической энергии от двигателя к рабочему органу машины осуществляется с помощью различных передач.
Передачей будем называть устройство, предназначенное для передачи энергии из одной точки пространства в другую, расположенную на некотором расстоянии от первой.
В современном
машиностроении в зависимости от вида передаваемой энергии применяют
механические, пневматические, гидравлические и электрические передачи. В курсе
«Детали машин» рассматривают только наиболее
распространенные механические передачи.
Механическими
передачами, или просто передачами,
называют механизмы для передачи энергии от машины-двигателя к машине-орудию,
как правило, с преобразованием скоростей, моментов, а иногда — с
преобразованием видов (например,
вращательное в поступательное) и законов движения.
Передача (в механике) соединяет вал источника энергии
- двигателя и валы потребителей энергии - рабочих органов машины, таких,
например, как ведущие колёса гусеничного движителя или автомобиля.
Механические передачи известны со времен зарождения
техники, прошли вместе с ней длительный путь развития и совершенствования и
имеют сейчас очень широкое распространение. Грамотная эксплуатация механических
передач требует знания основ и особенностей их проектирования и методов
расчетов.
При проектировании к механическим передачам
предъявляются следующие требования:
- высокие нагрузочные
способности при ограниченных габаритных размерах, весе, стоимости;
- постоянство
передаточного отношения или закона его изменения;
- обеспечение
определенного взаимного расположения осей ведущего и ведомого валов, в
частности, межосевого расстояния aw;
- малые потери при
передаче мощности (высокий кпд) и, как следствие, ограниченный нагрев и износ;
- плавная и бесшумная
работа;
- прочность,
долговечность, надёжность.
Передачи имеют широкое распространение в машиностроении по следующим причинам:
1) энергию целесообразно передавать при больших частотах вращения;
2) требуемые скорости движения рабочих органов машин, как правило, не совпадают с оптимальными скоростями двигателя; обычно ниже, а создание тихоходных двигателей вызывает увеличение габаритов и стоимости;
3) скорость исполнительного органа в процессе работы
машины-орудия необходимо изменять (например,
у автомобиля, грузоподъемного крана, токарного станка), а
скорость машины-двигателя чаще постоянна (например, у электродвигателей);
4) нередко от одного двигателя необходимо приводить в движение несколько механизмов с различными скоростями;
5) в отдельные периоды работы исполнительному органу машины требуется передать вращающие моменты, превышающие моменты на валу машины-двигателя, а это возможно выполнить за счет уменьшения угловой скорости вала машины-орудия;
6) двигатели обычно выполняют для равномерного
вращательного движения, а в машинах часто оказывается необходимым поступательное
движение с определенным законом;
7) двигатели не всегда могут быть непосредственно соединены с исполнительными механизмами из-за габаритов машины, условий техники безопасности и удобства обслуживания;
8) распределять работу двигателя между несколькими исполнительными органами машины.
Как правило, угловые скорости валов большинства
используемых в настоящее время в технике двигателей (поршневых двигателей
внутреннего сгорания, газотурбинных, электрических, гидравлических и
пневматических двигателей) значительно превышают угловые скорости валов
исполнительных или рабочих органов машин, порой на 2-3 порядка. Поэтому
доставка (передача) энергии двигателя с помощью передачи любого типа, в том
числе и механической, происходит, как правило, совместно с одновременным
преобразованием моментов и угловых скоростей (в сторону повышения первых и
понижения последних).
При этом необходимо отметить, что конструктивное
обеспечение функции транспортного характера – чисто передачи энергии иной раз вступает
в логическое противоречие с направлением задачи конечного преобразования
силовых и скоростных параметров этой энергии. Например, в трансмиссиях многих
транспортных машин (особенно высокой проходимости) входной редуктор сначала
повышает частоту вращения, понижение ее до требуемых пределов производят
бортовые или колесные редукторы.
Этот прием позволяет снизить габаритно-весовые
показатели промежуточных элементов трансмиссии (коробок перемены передач,
карданных валов) – размеры валов и шестерен пропорциональны величине
передаваемого крутящего момента в степени 1/3.
Аналогичный принцип используется при передаче
электроэнергии – повышение напряжения перед ЛЭП позволяет значительно снизить тепловые потери,
определяемые в основном силой тока в проводах, а заодно уменьшить сечение этих
проводов.
Иногда передача механической энергии двигателя
сопровождается также преобразованием вида движения (например, поступательного
движения во вращательное или наоборот) или законов
движения (например, равномерного движения в неравномерное).
Широко известными образцами таких передач являются
кривошипно-шатунный механизм и кулачковый привод механизма газораспределения.
Механические передачи, применяемые
в машиностроении, классифицируют (рис.1 и 2):
по энергетической характеристике механические передачи делятся на:
- кинематические (передаваемая мощность Р<0,1 кВт),
- силовые (передаваемая мощность Р≥0,1 кВт).
по принципу передачи движения:
- передачи трением (примеры: фрикционная — рис.1, а и ременная — рис.2, а) - действующие за счет сил трения, создаваемых между элементами передач;
Фрикционные передачи подразделяют на:
- фрикционные передачи с жесткими звеньями (с различного рода катками, дисками);
- фрикционные передачи с гибким звеном (ременные, канатные).
- зацеплением (примеры: зубчатые — рис.1, б, червячные — рис.1, в; цепные — рис.2, б; передачи винт-гайка — рис.1, г, д) - работающие в результате возникновения давления между зубьями, кулачками или другими специальными выступами на деталях.
Передачи зацеплением делятся на:
- передачи зацеплением с непосредственным контактом жестких звеньев (цилиндрические, конические, червячные);
- волновые передачи зацеплением;
- передачи зацеплением с гибким звеном (зубчато-ременные, цепные).
Как фрикционные, так и зубчатые передачи могут быть выполнены с непосредственным контактом ведущего и ведомого звеньев или посредством гибкой связи – ремня, цепи.
Рис.1. Механические передачи с
непосредственным контактом тел вращения:
а — фрикционная
передача; б — зубчатая передача; в — червячная передача;
г, д — передачи
винт-гайка
б)
Рис.2. Передачи с гибкой связью: а — ременная; б
— цепная
по способу соединения деталей:
- передачи с непосредственным контактом тел вращения (фрикционные, зубчатые, червячные, передачи винт-гайка — см. рис.1);
- передачи с
гибкой связью (ременная, цепная — см. рис.2).
по характеру изменения
скорости
– понижающие (редукторы);
– повышающие (мультипликаторы);
- регулируемые (со ступенчатым регулированием и бесступенчатым (плавным) регулированием);
- нерегулируемые;
по взаимному расположению
валов в пространстве
– с параллельными валами - зубчатые с цилиндрическими колесами, фрикционные с цилиндрическими роликами, цепные;
– с пересекающими валами - зубчатые и фрикционные конические, фрикционные лобовые;
– с перекрещивающимися валами - зубчатые - винтовые и коноидные, червячные, лобовые фрикционные со смещением ролика;
- с соосными валами.
по характеру изменения передаточного отношения (числа)
- передачи с постоянным (неизменным) передаточным отношением;
- передачи с переменным (изменяемым или по величине, или по направлению или и то и другое вместе) передаточным отношением.
по характеру движения валов
– простые передачи, в которых валы вращаются лишь вокруг своих осей, а оси валов и сопряженные с ними детали остаются в пространстве неподвижными;
- планетарные передачи, в
которых оси и сопряженные с ними детали (сателлиты) перемещаются в
пространстве. Разновидностью планетарных передач являются волновые передачи.
по подвижности осей и валов
- передачи с неподвижными осями валов - рядовые (коробки скоростей, редукторы);
- передачи с подвижными осями валов (планетарные передачи, вариаторы с поворотными роликами).
по числу ступеней (т.е. отдельных
передач, взаимно связанных и
одновременно участвующих в передаче и преобразовании движения)
– одноступенчатые;
– многоступенчатые.
по конструктивному оформлению
– открытые (не имеют общего закрывающего их корпуса);
– полузакрытые, смонтированные в легкий защитный кожух, который не выполняет силовых функций;
– закрытые, заключенные в общий прочный и жесткий корпус, объединяющий все подшипниковые узлы и выполняющий герметизацию и постоянную смазку передачи.
Передача, в
которой энергия с входного на выходное звено
передается через несколько параллельно расположенных механизмов, называется многопоточной
передачей. К таким передачам относятся также разветвленные передачи –
приводы от одного двигателя нескольких исполнительных механизмов.
Многопоточными являются волновые зубчатые и планетарные передачи, так
называемые передачи с многопарным зацеплением. Многопарное зацепление – это
такое зацепление, в котором одновременно находятся две и большее число пар
зубьев. В многопоточной передаче, благодаря распределению нагрузки между
параллельно работающими механизмами, кинематическими цепями или кинематическими
парами, уменьшены габаритные размеры и масса.
Кинематические
схемы механических передач приведены в таблице 1.
Таблица 1. Кинематические схемы механических передач и деталей машин
Наименование |
Обозначение |
Вал, валик, ось, стержень, шатун и т.п. |
|
Подшипники скольжения и качения на валу (без уточнения типа): а) радиальные б) упорные |
|
Муфта. Общее обозначение без уточнения типа |
|
Тормоз. Общее обозначение без уточнения типа |
|
Передачи фрикционные: а) с цилиндрическими роликами |
|
б) с коническими роликами |
|
Передача ремнем без уточнения типа ремня |
|
Передача плоским ремнем |
|
Передача клиновым ремнем |
|
Передача круглым ремнем |
|
Передача зубчатым ремнем |
|
Передача цепью, общее обозначение без уточ- нения типа цепи |
|
Передачи зубчатые (цилиндрические): а) внешнее зацепление (общее обозначение без уточнения тина зубьев) |
|
б) то же, с прямыми, косыми и шевронными зубьями |
|
Передачи зубчатые с пересекающимися валами, конические |
|
Передачи зубчатые со скрещивающимися валами: а) червячные с цилиндрическим
червя ком |
|
б) червячные глобоидные |
|
Передача винт-гайка |
|
Электродвигатель |
|
а) практически неограниченной передаваемой мощности,
б) малым габаритам и весу,
в) стабильному передаточному отношению,
г) высокому КПД, который составляет в среднем 0,97 - 0,98.
Недостатком зубчатых передач является шум в работе на высоких скоростях, который однако может быть снижен при применении зубьев соответствующей геометрической формы и улучшении качества обработки профилей зубьев.
При высоких угловых скоростях вращения рекомендуется применять косозубые шестерни, в которых зубья входят о зацепление плавно, что и обеспечивает относительно бесшумную работу. Недостатком косозубых шестерен является наличие осевых усилий, которые дополнительно нагружают подшипники. Этот недостаток можно устранить, применив сдвоенные шестерни с равнонаправленными спиралями зубьев или шевронные шестерни. Последние, ввиду высокой стоимости и трудности изготовления применяются сравнительно редко - обычно лишь для уникальных передач большой мощности. При малых угловых скоростях вращения применяются конические прямозубые шестерни, а при больших - шестерни с круговым зубом, которые в настоящее время заменили конические косозубые шестерни, применяемые ранее. Конические гипоидные шестерни тоже имеют круговой зуб, однако оси колес в них смещены, что создает особенно плавную и бесшумную работу. Передаточное отнесение в зубчатых парах колеблется в широких пределах, однако обычно оно равно 3 - 5.
Это передачи со скрещивающимися осями. Отличаются полностью бесшумной работой и большим передаточным отношением в одной паре, которое в среднем составляет 16 - 25. Серьезным недостатком червячных передач, ограничивающим их применение при значительных мощностях, является низкий КПД, обусловленный большими потерями на трение в зацеплении. Как следствие низкого КПД - при работе передачи под нагрузкой, выделяется большое количество тепла, которое надо отводить во избежание перегрева. Средние значения КПД первичной передачи составляют 0,7 -0,8.
Применяются при передаче вращения между, параллельными удаленными друг от друга валами. В настоящее время получили распространение два типа приводных цепей:
а) цепи втулочно-роликовые (типа Галя),
б) цепи зубчатые из штампованных звеньев (типа Рейнольдса).
Зубчатые цепи, благодаря относительно меньшему шагу, работают более плавно и бесшумно.
Недостатком цепных передач является сравнительно быстрый износ шарниров, способствующий вытяжке цепи и нарушению ее зацепления со звездочкой, а также шумная работа на высоких скоростях вследствие особенностей кинематики цепной передачи.
Применяются также для передачи вращения между параллельными удаленными валами. Область распространения этих передач в настоящее время значительно сократилась, однако они еще находят широкое применение в качестве первичного привода от двигателя, а также привода к механизмам, обладающим большим моментом вращающихся масс. При трогании с места и в случае внезапных перегрузок ремни пробуксовывают, спасая механизмы от поломок.
Преимущественное распространение перед плоскими получили плановые ремни, обладающие большей тяговой способностью.
При равномерном вращательном движении тела его любая точка имеет постоянную угловую скорость:
где φ – угол поворота; t – время поворота.
Скорость вращения характеризуется также частотой вращения «n» (об/мин).
Линейная скорость (V) точки определяется зависимостью:
где D и R – диаметр и радиус точки, где
определяют скорость.
Линейную скорость (V) называют окружной скоростью.
Сила (P), действующая на тело и вызывающая его вращение или сопротивление вращению, называется окружной силой.
Окружная сила направлена по касательной к траектории точки ее приложения. Связь между силой (P), окружной скоростью “V” и мощностью (N) выражается формулами:
здесь: P – окружная сила, Н
V – окружной скоростью, м/с.
Окружная сила (P) связана с передаваемым моментом (T) следующим образом:
Принято обозначать: для ведущего
элемента использовать индекс – 1: ω1, n1, N1, T1, D1; для
ведомого – индекс – 2: ω2, n2, N2, T2, D2.
Передаваемый момент (T) связан с мощностью (N), угловой скоростью ω и частотой вращения n следующим зависимостями:
здесь: N – Вт; n1– об/мин.
Во всех механических передачах различают два основных звена: входное (ведущее) и выходное (ведомое). Между этими звеньями в многоступенчатых передачах располагаются промежуточные звенья. Звенья, передающие вращающий момент, называют ведущими, а звенья, приводимые в движение от ведущих (катки, шкивы, зубчатые колеса и т.п.), – ведомыми.
Параметры
передачи, относящиеся к ведущим звеньям, будем отмечать индексом 1, а к ведомым
- индексом 2, т. е. d1, v1, ω1, P1, T1 –
соответственно диаметр, окружная скорость, угловая скорость, мощность,
вращающий момент на ведущем валу; d2,
v2, ω2, P2, T2
– то же, на ведомом.
Любая
механическая передача характеризуется следующими основными параметрами (рис. 3):
мощностью Р2 – на выходе, кВт; быстроходностью, которая выражается
угловой скоростью ведомого вала ω2,
рад/с, или частотой вращения n, измеряемой в об/мин
(мин-1), и передаточным отношением
u.
Это три
основные характеристики, необходимые для проектировочного расчета любой
передачи.
Рис. 3. Основные параметры передач
Рис. 4.
Трехступенчатая передача
Рис. 5.
Кинематика цилиндрической передачи
В машиностроении принято обозначать угловые и окружные скорости, частоту вращения, диаметры вращающихся деталей ведущих валов индексами нечетных цифр, ведомых — четными. Например, для колес трехступенчатой передачи (рис. 4) обозначения частот вращения следующие: п1 — ведущего вала I; п3 — ведущей шестерни вала II; п5 — ведущей шестерни вала III; п2 — промежуточного ведомого вала II; п4 — ведомого колеса вала III; п6 — ведомого колеса вала IV.
Все механические передачи характеризуются передаточным числом или отношением. Рассмотрим работу двух элементов передачи (рис.5), один из которых будет ведущим, а второй — ведомым.
Введем
следующие обозначения: ω1 и п1 — угловая
скорость и частота вращения ведущего вала, выраженные соответственно рад/с и
об/мин; ω2 и п2 — угловая скорость и частота
вращения ведомого вала; D1 и D2 - диаметры
вращающихся деталей (шкивов, катков и т. п.); ν1 и ν2 — окружные скорости, м/с.
Передаточное число – отношение угловой скорости ведущего
вала к угловой скорости ведомого вала конкретной передачи. Передаточное число
не может быть меньше единицы. Оно представляет собой абсолютную величину передаточного
отношения:
Учитывая
получим:
Принимая в точке контакта
можно записать:
Диаметр
начальных окружностей зубчатых колес зубчатой передачи определяется по
формулам:
Передаточное число:
Таким образом, для любой
передачи:
Отношение
угловых скоростей ведущего ω1 и ведомого ω2 звеньев называют также передаточным
отношением и обозначают і.
Передаточное
число в отличие от передаточного отношения всегда положительное и не может быть
меньше единицы. Передаточное число характеризует передачу только количественно.
Передаточное число и передаточное отношение могут совпадать только у передачи
внутреннего зацепления. У передач внешнего зацепления они не совпадают, так как
имеют разные знаки: передаточное отношение – отрицательное, а передаточное
число – положительное. Если ведущее и ведомое колеса вращаются в одну сторону
(например, у зубчатой передачи с внутренним зацеплением), то передаточное
отношение считается положительным. Если ведомое и ведущее колеса вращаются в
разные стороны (например, у зубчатой передачи внешнего зацепления), то
передаточное отношение считается отрицательным.
В передаче, понижающей частоту вращения n (угловую скорость ω), u>1; при и<1 частота
вращения (угловая скорость) повышается. Понижение частоты вращения называют
редуцированием, а закрытые передачи, понижающие частоты вращения,– редукторами.
Устройства, повышающие частоты вращения, называют ускорителями или
мультипликаторами. Передачи выполняют с постоянным, переменным или регулируемым
передаточным отношением. Как те, так и другие, широко распространены.
Регулирование передаточного отношения может быть ступенчатым или
бесступенчатым. Ступенчатое регулирование реализуется в коробках передач с
зубчатыми колесами, в ременных передачах со ступенчатыми шкивами и т. п.;
бесступенчатое регулирование – с помощью фрикционных, ременных или цепных вариаторов.
Заметим, что ступенчатое регулирование дешевле и осуществляется более простыми
и надежными механизмами. Механизмы бесступенчатого регулирования позволяют
менять угловую скорость на ходу и выбирать оптимальные законы движения.
Применение того или иного способа регулирования передаточного отношения зависит
от конкретных условий работы машины, которую обслуживает передача. Вообще
передаточное отношение следует считать основной кинематической характеристикой
передач.
В
приводах с большим передаточным числом (до и= 1000 и выше), составленных
из нескольких последовательно соединенных передач (многоступенчатые передачи),
передаточное число равно произведению передаточных чисел каждой ступени
передачи, т. е.
Передаточное
число привода реализуют применением в силовой цепи многоступенчатых однотипных
передач, а также передач разных видов (рис.6). Нагруженность
деталей зависит от места установки передачи в силовой цепи и распределения
общего передаточного числа между отдельными передачами. По мере удаления по силовом потоку от двигателя в понижающих передачах нагруженность деталей растет. Следовательно, в области
малых частот вращения n
(и соответственно больших вращающих моментов Т) целесообразно применять
передачи с высокой нагрузочной способностью (например, зубчатые, цепные).
Рис. 6. Схема привода ленточного конвейера:
1-электродвигатель; 2-ременная передача;
3-редуктор цилиндрический одноступенчатый;
4-цепная передача; 5-лента конвейера; 6- барабан конвейера
Так, в приводе на рис. 6, состоящем из ременной, зубчатой и цепной передач, вариант размещения «двигатель – ременная – зубчатая – цепная передача – исполнительный орган» предпочтительнее других вариантов.
Окончательное решение вопроса о распределении общего передаточного числа и
между передачами разных типов требует сопоставления результатов расчетов на
основе технико – экономического анализа нескольких вариантов.
Передача мощности от ведущего вала к ведомому всегда сопровождается потерей части передаваемой мощности вследствие наличия вредных сопротивлений (трения в движущихся частях, сопротивления воздуха и др.).
Если Р1 — мощность на ведущем валу, Р2 — на ведомом валу, то Р1 > Р2.
Отношение значений мощности на ведомом валу P2 к мощности на ведущем валу P1 называют механическим коэффициентом полезного действия (КПД) и обозначают буквой η:
Общий
КПД многоступенчатой последовательно соединенной передачи определяют по
формуле
где
— КПД, учитывающие потери в отдельных кинематических парах
передачи (подшипники, муфты).
Следовательно
КПД машины, содержащей ряд последовательных передач, всегда будет меньше КПД
любой из этих передач.
КПД характеризует качество передачи. Потеря мощности – показатель непроизводительных затрат энергии – косвенно характеризует износ деталей передачи, так как потерянная в передаче мощность превращается в теплоту и частично идет на разрушение рабочих поверхностей.
С уменьшением полезной нагрузки КПД значительно снижается, так как возрастает относительное влияние постоянных потерь (близких к потерям холостого хода), не зависящих от нагрузки.
Отношение потерянной в механизме (машине) мощности (P1 - P2)
к ее входной мощности называют коэффициентом
потерь, который можно выразить следующим образом:
Следовательно
сумма коэффициентов полезного действия и потерь всегда равна единице:
Окружная скорость ведущего или ведомого
звена, м/с,
где ω – угловая скорость,с-1; n – частота вращения, мин–1; d – диаметр, мм (колеса, шкива и др.)
Окружные скорости обоих звеньев передачи при отсутствии скольжения равны: ;
Окружная сила, Н,
где Р –мощность, кВт; ν – м/с; Т– Нм; d – мм;
Вращающий (крутящий) момент, Нм,
где Р – кВт; Ft – H; d –мм.
Вращающий момент Т1 ведущего вала является моментом движущих сил, его направление совпадает с направлением вращения вала. Момент Т2 ведомого вала – момент сил сопротивления поэтому его направление противоположно направлению вращения вала;
В задании на проектирование с постоянным передаточным числом должны быть известны: передаваемая мощность N или крутящий момент T на ведомом валу, частота вращения ведущего n1 и ведомого n2 валов, схема передачи, габариты и режим работы передачи.
По этим данным можно спроектировать несколько передач различных типов. Возможные варианты передач нужно сравнить между собой по весу, КПД, габаритам и др. параметрам и выбрать из них наивыгоднейший. В таблице 2 приводятся некоторые параметры различных передач.
Таблица 2. Ориентировочные
знания основных параметров одноступенчатых механических передач
Передачи |
Передаточное отношение u |
КПД, η |
Передаваемая мощность Р, кВт |
Относительные габаритные размеры |
Относительная масса |
Относительная стоимость |
|
Зубчатые: |
|||||||
цилиндрические |
До 6,3 |
0,97.... |
Не ограничена |
1 |
1 |
1 |
|
конические |
До 6,3 |
0,95–97 |
4000 |
2 |
1,2–1 |
1,7... |
2,2 |
планетарные А 31h |
3–9 |
0,95–0,97 |
5000 |
0,7–1 |
0,93–0,73 |
1,5 … … |
1,25 |
планетарные В 31h |
7–16 |
0,94–0,96 |
5000 |
0,8–1,1 |
0,95–0,8 |
1,6 ...… |
…1,3 |
волновые u 2h1 |
80–315 |
0,7–0,9 |
150 |
0,5–0,6 |
0,05–0,15 |
1,7 … |
…1,5 |
Червячная при числе заходов червяка: |
|||||||
Z1 = 4 |
8–14 |
0,8–0,9 |
|
|
|
|
|
Z1 = 2 |
14–30 |
0,75–0,85 0,85 |
60 |
1–1,6 |
1,04 |
1,55 |
…1,4 |
Z1=1 |
30–80 |
0,7–0,8 |
|
|
|
|
|
Цепные |
До 10 |
0,92–0,95 |
120 |
1–1,6 |
0,25 |
0,35 |
…0,2 |
Ременные (трением) |
До 8 |
0,94–0,96 0,96 |
50 |
5–4 |
0,4–0,5 |
0,3 |
…0,2 |
Зубчато-ременные |
До 12 |
0,96–0,98 |
100 |
2,5–3 |
0,3 |
0,8 |
…0,2 |
Фрикционные |
До 7 |
0,85–0,95 |
20 |
1,5–2 |
1,5 |
0 |
8 |
Муфта соединительная |
|
0,98 |
|
|
|
|
|
Подшипники качения (одна пара) |
|
0,99 |
|
|
|
|
Примечания.
1. Относительные габаритные размеры, масса и стоимость определяются по отношению к одноступенчатой зубчатой передаче.
2. Передаточные отношения и редукторов надо выбирать из единого ряда (допускаемое отклонение от номинального значения и±4%): 1, 1,12; 1,25, 1,4; 1,6, 1,8; 2; 2,24; 2,5, 2,8; 3,15, 3,55; 4, 4,5; 5; 5,6, 6,3; 7,1; 8; 9; 10; 11,2; 12,5; 14; 16; 18, 20; 22,4; 25; 28; 31,5; 35,5; 40; 45; 50; 56, 63; 71, 80; 90; 100, 112, 125; 140, 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315, 355;
В таблице приведены ориентировочные данные различных передач. При проектировании конкретной передачи необходимо пользоваться более точными табличными данными соответствующих справочников.
Многие машины в процессе работы требуют изменения передаточного числа.
а) передачи ступенчатого регулирования (коробки передач).
В этом случае исходным является заданный ряд скоростей ведомого вала, частота вращения ведущего вала (обычно n1=const) и крутящий момент на ведомом валу. Ряд скоростей (чисел оборотов) должен составлять геометрическую прогрессию.
Отношение называется
диапазоном регулирования.
Отношение двух
соседних чисел оборотов называется знаменателем ряда или коэффициентом
регулирования.
Величина φ нормализована, например, в станкостроении φ= 1,26; φ= 1,41; φ = 1,58.
Ступенчатое регулирование в передачах трением осуществляется с помощью ступенчатых шкивов и ремня, который переводится с одной ступени на другую.
б) передачи бесступенчатого регулирования (вариаторы).
Ступенчатое регулирование скорости приводит к потере производительности машины. Полностью исключить ее можно лишь используя принцип бесступенчатого регулирования скорости. Наиболее просто такой вид регулирования осуществляется в передачах трением – фрикционных и ременных. Обычно они носят название фрикционные или ременные вариаторы.
В данном учебнике «Детали машин» в пределах учебной программы рассматриваются рычажные, кулачковые и храповые механизмы: назначение, принцип работы, устройство, область применения.
Подробно этот раздел
изучается в курсе «Теория механизмов и машин».
Рычажные механизмы предназначены для преобразования одного вида движения в другое, колебательное вдоль или вокруг оси. Наиболее распространенные рычажные механизмы — шарнирный четырехзвенный, кривошипно-ползунный и кулисный.
Шарнирный четырехзвенный механизм (рис.7) состоит из кривошипа 7, шатуна 2 и коромысла 3. В зависимости от соотношения длин рычагов 1, 2, 3 механизм и его звенья будут выполнять разные функции. Механизм, изображенный на рис.7, со звеном 1, наиболее коротким из всех, называется однокривошипным. При вращении кривошипа. 1 вокруг оси О, коромысло 3 совершает колебательное движение вокруг оси О2, шатун 2 совершает сложное плоскопараллельное движение.
Кривошипно-ползунный механизм получают из шарнирного четырехзвенника при замене коромысла 3 ползуном 3 (рис. 8). При этом вращение кривошипа 1, ползун 3 совершает колебательное прямолинейное движение вдоль направляющей ползуна. В двигателях внутреннего сгорания, таким ползуном, является поршень, а направляющей — цилиндр.
Кулисные механизмы служат для преобразования равномерно-вращательного движения кривошипа в качательное движение кулисы или неравномерное прямолинейное колебательное (возвратно-поступательное) движение ползуна. Кулисные механизмы используются в строгальных станках, когда рабочий ход (снятие стружки) происходит медленно, а нерабочий ход (возвращение резца) — быстро. На рис.9 показана схема кулисного механизма с входным поршнем на шатуне. Такая схема используется в механизмах гидронасосов ротационного типа с вращающимися лопастями, а также в различных гидро- или пневмоприводах механизма с входным поршнем 3 на шатуне, скользящем в качающемся (или вращающемся) цилиндре.
Рис.7. Шарнирный четырехзвенный механизм: 1 — кривошип; 2 — шатун; 3 — коромысло
Рис.8. Кривошипно-шатунный механизм: 1 — кривошип; 2—шатун; 3 — ползун
Рис.9. Кулисный механизм: 1 — кривошип;
2 — шатун; 3 — поршень
Кулачковые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения ведущего звена (кулачка) в заведомо заданный закон возвратно-поступательного движения ведомого звена (толкателя). Широко применяются кулачковые механизмы в швейных машинах, двигателях внутреннего сгорания, автоматах и позволяют получить заведомо заданный закон движения толкателя, а также обеспечить временные остановы ведомого звена при непрерывном движении ведущего.
На рис. 10 приведены плоские
кулачковые механизмы. Кулачковый механизм состоит из трех звеньев: кулачка 1, толкателя 2 и стойки (опоры) 3. Для уменьшения трения в кулачковый механизм вводится
ролик. Ведущим звеном в
кулачковом механизме является кулачок. Кулачок может совершать как
вращательное движение, так и поступательное. Движение ведомого звена — толкателя — может быть
поступательным и вращательным.
Рис. 10.
Кулачковые механизмы: 1
— кулачок; 2 — толкатель; 3 — стойка (опора)
Недостатки кулачковых механизмов: высокие удельные давления, повышенный износ звеньев механизма, необходимость обеспечения замыкания звеньев, что приводит к дополнительным нагрузкам на звенья и к усложнению конструкции.
Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками. Конструктивно храповые механизмы делятся на нереверсивные с внутренним зацеплением и с храповым колесом, а также реверсивные в виде зубчатой рейки.
Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением (рис. 11). Ведущим звеном может быть как храповое колесо внутреннего зацепления 1, соединенное с зубчатым колесом внешнего зацепления, так и втулка 4 с закрепленной на ней собачкой 3, подпружиненной к зубьям храпового колеса 1 пружиной 2.
Рис. 11. Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением:
1 — храповое колесо; 2 — пружина; 3 — собачка; 4 —
втулка
В нереверсивных механизмах (рис. 12) храповое колесо выполняют в виде рейки 1 в направляющих, и тогда собачка 2 сообщает рейке с храповым зубом прерывистое прямолинейное движение. В этом случае предусматривает устройство, которое возвращает рейку в начальное положение.
Рис. 12. Нереверсивный храповый
механизм:
1 — рейка; 2 — собачка
Рис. 13.
Реверсивный храповый механизм:
1- храповик; 2
— ведущий рычаг; 3 — собачка
Реверсивные храповые механизмы (рис.13) имеют: храповое колесо 1 с зубьями эвольвентного профиля, а на ведущем рычаге 2 шарнирно устанавливают собачку 3, которую при необходимости реверса перебрасывают вокруг оси Ох.
В машино- и приборостроении применяют храповые механизмы, в которых механизм (ведомое звено) двигается в одном направлении с периодическими остановками (металлообрабатывающие станки, задняя ведущая втулка у велосипеда и др.).
Мальтийские кресты широко применяются в машинных
автоматах. Они относятся к механизмам прерывистого действия и предназначены для преобразования равномерного вращения
ведущего звена в периодические с остановками ведомого звена, работают плавно без ударов (в отличие от храповых механизмов).
Наиболее распространенные
мальтийские механизмы с
внешним зацеплением (рис.
14). Такой механизм состоит из ведущего кривошипа 7, ролика 2 на его конце, мальтийского креста 3. При
вращении кривошипа 1 ролик
2 входит в паз 4
мальтийского креста 3 и возвращает его на заданный угол. После выхода ролика 2 из паза 4 угловое
положение мальтийского
креста фиксируется цилиндрической
поверхностью диска.
Мальтийские механизмы
проектируются с числом
пазов мальтийского креста, равным
3 + 12. Расчеты храповых механизмов на прочность проводятся в зависимости
от вращающего момента на вале храпового
колеса.
Рис. 14. Мальтийский механизм: 1 — ведущий кривошип;
2 — ролик; 3 - мальтийский
крест; 4 - паз
мальтийского креста
- Мощность механической передачи определяется по формуле …
1)
2)
3)
4)
- КПД механической передачи определяется по формуле …
1)
2)
3)
4)
- Механическая передача является повышающей и называется мультипликатором при …
1) u<1, n1<n2
2) u>1, n1>n2
3) u>1, n1<n2
4) u<1, n1>n2
- Механическая передача является понижающей и называется редуктором при …
1) u<1, n1<n2
2) u<1, n1>n2
3) u>1, n1<n2
4) u>1, n1>n2
- Коэффициент полезного действия (КПД) механического привода определяется по формуле …
1)
2)
3)
4)
- Наиболее высокий КПД имеет … передача.
1) зубчатая коническая
2) цепная
3) червячная
4) ременная
5) зубчатая цилиндрическая
- К механическим передачам зацеплением относятся …
1) зубчатые, волновые, клиноременные
2) зубчатые, фрикционные, червячные
3) зубчатые, цепные, червячные, планетарные
4) зубчатые, червячные, ременные, фрикционные
- К механическим передачам трением относится …
1) червячная
2) клиноременная
3) волновая зубчатая
4) планетарная
5) винтовая
- Большее передаточное отношение имеет … передача.
1) коническая зубчатая
2) ременная
3) цепная
4) цилиндрическая зубчатая
5) червячная
- В механическом приводе быстроходной называется передача …
1) расположенная ближе к двигателю
2) расположенная ближе к рабочем органу привода
3) открытая
4) закрытая
- Передаточное отношение механической передачи определяют по формуле...
1)
2)
3)
4)
- Опишите взаимное положение
валов в передаче 10—11, см.
рис. 16
1.
Передача с параллельными осями валов
2.
Передача с пересекающимися осями валов
3. Передача с
перекрещивающимися осями валов
4.
Определить нельзя
- Показать на рис. 16 червячную передачу
1. Поз.
2-3
2.
Поз. 4-5
3. Поз.
6-7
4. Поз.
10-11
5. Поз.
12-13
- Покажите на рис.16 машину-орудие (поз. I, II, III, IV)
1) I
2) II
3) III
4) IV
- Какое назначение механических
передач
1.
Вырабатывать энергию
2. Воспринимать энергию
3.
Затрачивать энергию на преодоление внешних сил, непосредственно связанных с процессом
производства
4. Преобразовывать
скорость, вращающий момент, направление
вращения
- Как классифицируют зубчатую передачу по принципу передачи движения?
1.
Трением
2. Зацеплением
3.
Непосредственно контактом деталей, сидящих на ведущем и ведомом валах
4. Передача гибкой связью
- Покажите на рис. 16 ведущее колесо третьей пары
1.
Поз. 3
2.
Поз. 4
3.
Поз. 5
4.
Поз. 6
5.
Поз. 7
- Передача 4—5 (см. рис. 16) понижающая или повышающая?
1. Понижающая
2. Повышающая
- Сколько ступеней имеет передача, показанная на рис. 16?
1)
1
2) 2
3) 6
4) 12
- Какое из приведенных отношений называют передаточным
числом одноступенчатой передачи?
1) n2/n1
2) D2/D1
3) D1/D2
II III IV
Рис. 16.
Кинематическая схема многоступенчатой передачи
- Как называется передача,
кинематическая схема которой показана на рисунке?
1.
Цилиндрическая
2.
Коническая
3.
Червячная
4.
Планетарная
- Как называется передача,
кинематическая схема которой показана на рисунке?
1.
Цилиндрическая
2.
Коническая
3.
Червячная
4.
Планетарная
- Как называется передача,
кинематическая схема которой показана на рисунке?
1.
Цилиндрическая
2.
Коническая
3.
Червячная
4.
Планетарная
- Какая передача может использоваться
для передачи вращения между валами, оси которых пересекаются?
1.
Коническая
2.
Червячная
3.
Цилиндрическая
4.
Гипоидная
- Какая передача может использоваться для
передачи вращения между валами, оси которых параллельны?
1.
Цилиндрическая
2.
Червячная
3.
Гипоидная
4.
Реечная
- Какая передача может использоваться
для передачи вращения между валами, оси которых перекрещиваются (но не
пересекаются)?
1.
Червячная
2.
Гипоидная
3.
Коническая
4.
Винтовая
- У какой червячной передачи к.п.д. как правило выше?
1.
С однозаходным
червяком
2.
С двухзаходным червяком
3.
С трехзаходным червяком
4.
С четырехзаходным червяком
- Как
называется передача, шестерня и колесо которой показаны на фотографии?
1.
Цилиндрическая
2.
Коническая
прямозубая
3.
Коническая с круговыми зубьями
4.
Червячная
- Укажите направление линии зуба
1.
Правое
2.
Левое
3.
Тангенциальное
4.
Круговое
- Укажите направление линии зуба
1.
Правое
2.
Левое
3.
Зубья прямые
4.
Круговое
- Укажите тип передачи, колесо которой
представлено на фотографии
1.
Цилиндрическая
2.
Коническая
3.
Червячная
4.
Гипоидная
- Укажите тип передачи, ведущее звено
которой представлено на фотографии
1.
Цилиндрическая
2.
Винтовая
3.
Червячная
4.
Червячная
глобоидная
- С каким числом зубьев можно нарезать
прямозубое зубчатое колесо с помощью модульной фрезы, показанной на фотографии?
1.
С любым
2.
С четным
3.
От 55 до 134
включительно
4.
До 55 и свыше 134
- Макет какой
передачи показан на фотографии?
1.
Червячной
2.
Глобоидной
3.
Винтовой
4.
Реечной
- Какой инструмент применяется для
обработки зубчатых колес с внутренними зубьями?
1.
Долбяк
2.
Модульная фреза
3.
Зубострогальный
резец
4.
Червячная фреза
- На каком станке обычно выполняют
обработку зубчатых колес с внутренними зубьями?
1.
На зубодолбежном
2.
На зубофрезерном
3.
На
зубострогальном
4.
На шевинговальном
- Укажите марки сталей, применяемых для
изготовления цементованных зубчатых колес.
1.
12ХН3А
2.
20Х2Н3А
3.
40Х
4.
65Г
- Укажите марку (марки) материала
(материалов), применяемых для изготовления венцов червячных колес.
1.
Бр О10Ф1
2.
40Х
3.
38Х2МЮА
4.
30ХГТ
- Какая передача
как правило имеет меньший уровень шума при работе?
1.
Цилиндрическая
прямозубая
2.
Коническая
3.
Червячная
4.
Цилиндрическая
косозубая
-
Чем отличается машина-орудие от машины-двигателя?
- Покажите на рис. 17 передачу.
Рис. 17.
Кинематическая схема велосипеда:
1 — руль; 2 — рама; 3 — ведущая звездочка; 4
— ведомая звездочка;
5 — крыло; 6 — цепь; 7 — колесо; 8 — ось
- Почему вращательное движение наиболее распространено в механизмах и машинах?
- Чем вызвана необходимость введения передачи как промежуточного звена между двигателем и рабочими органами машины?
- Какие функции могут выполнять механические передачи?
- Для каких целей используются механические передачи?
- В чем разница между редуктором и мультипликатором?
- Что такое передаточное число?
- Как определяют передаточное число и КПД многоступенчатой передачи?
- Как изменяются от ведущего к ведомому валу такие характеристики передачи как мощность, вращающий момент, частота вращения?
- Какие передачи передают вращение зацеплением?
- Какие передачи передают вращение трением?
- Какие виды зубчатых передач вам известны?
- Как определяется КПД зубчатых передач?
- Каковы особенности определения КПД червячных передач?
- В чем особенности устройства и работы планетарных передач?
- В чем особенности устройства и работы волновых передач?
- В чем преимущества и недостатки червячных передач по сравнению с волновыми?
- В чем преимущества и недостатки гипоидных передач по сравнению с коническими?
- Как преобразуют движение винтовые передачи?
- В чем преимущества и недостатки цепных и ременных передач в сравнении друг с другом?
- В чем особенности устройства и работы вариаторов?
- Почему для соединения ведущих и ведомых колес локомотива применяют спарники, а не другие виды передач?
- Можно ли в двигателях внутреннего сгорания применить вместо кривошипно-ползунного механизма прямило?
- Почему (помимо простоты) в кулачковом механизме открывания-закрывания клапанов двигателя внутреннего сгорания применяют силовое, а не кинематическое замыкание кулачка и толкателя?
- Почему на конце толкателя, соприкасающегося с кулачком, часто выполняют ролик?
- Почему на холостом ходу храповой механизм «трещит»?
- Если мальтийский механизм работает плавнее и без ударов, почему вместо храповых механизмов везде не используют мальтийские?
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов