14. Пример
проектирования привода роликового конвейера

Рис. 1. а) кинематическая схема
привода, 1- электродвигатель, 2 –
клиноременная передача, 3 – редуктор;
б) график нагрузки
Исходные данные: вращающий момент на выходном валу
;
частота вращения n4 = 30 об/мин.; режим средний равновероятный; Ресурс L = 20000 час; КА = 1,25; КАS = 2,2; синхронная частота вращения электродвигателя nC =1500 об/мин.
1. Кинематический расчет и
подбор электродвигателя
1.
Общий КПД привода
,
где
= 0,97 – КПД ременной
передачи;
= 0,995 – коэффициент,
учитывающий потери пары подшипников качения;
= 0,98 – КПД зубчатой
передачи;
= 0,985 – КПД муфты
(табл. 1).
.
Таблица 1
|
Тип передачи или устройства |
η - КПД |
|
Зубчатая
цилиндрическая закрытая Зубчатая коническая
закрытая Червячная закрытая
пара при z1 = 1 z1 = 2 z1 = 4 Подшипники качения
(одна пара) Подшипники скольжения
(одна пара) Ременная плоская клиновая поликлиновая Цепная передача Муфта типа МУТО типа МУВП типа МЗ Планетарный редуктор одноступенчатый двухступенчатый |
0,98 0,97 0,75 0,85 0,9 0,99…0,995 0,96 0,97 0,95 0,94 0,93 1 0,98 0,99 0,9…0,95 0,85…0,9 |
2.
Требуемая мощность электродвигателя
![]()
3.
Выбор электродвигателя.
По
требуемой мощности РТР
=5,5 кВт выбираем электродвигатель трехфазный короткозамкнутый
общепромышленного назначения серии 4А с синхронной частотой вращения 1500
об/мин. марки 4А112М4УЗ с параметрами РДВ
=5,5 кВт и nДВ = 1432 об/мин.
4. Разбивка передаточных чисел
Передаточное число привода
![]()
Передаточное число редуктора: принимаем uрем = 2,5. Тогда
![]()
Разбиваем передаточное число редуктора по
ступеням

Из стандартного ряда принимаем uБ = 5,6.
![]()
Из стандартного ряда принимаем uТ = 3,55.
Уточняем
фактическое передаточное число редуктора ![]()
Отклонение

Уточняем передаточное число ременной передачи
![]()
5.
Частота вращения валов
![]()
![]()
![]()
![]()
6.
Крутящие моменты на валах
![]()
![]()
![]()
![]()
2. Расчет зубчатых передач редуктора
Расчет тихоходной ступени (I–й вариант)
Расчет ведется методом эквивалентных циклов
1. Выбор материалов. Для шестерни
выбираем сталь 40ХН, термообработка – закалка, твердость HRC 50, предел прочности
=1600
МПа, предел текучести
=1400
МПа.
Для колеса – сталь 40Х, термообработка –
закалка, твердость HRC
40, предел прочности
=750
МПа, предел текучести
=600
МПа.
Предел контактной выносливости выбираем из
таблицы 2:
![]()
![]()
Таблица 2
|
Способ термообработки |
Средняя твёрдость |
Сталь
|
|
|
1. Улучшение |
< 350 НВ |
Углеродистая и легированная |
2 НВ + 70 |
|
2. Объёмная и поверхностная закалка |
38…50 HRC |
Легированная
|
17 HRC + 200 |
|
3. Цементация и нитроцементация |
Более 56 HRC |
23 HRC |
|
|
4. Азотирование |
550…750 HV |
38X2МЮА, 40ХНМА |
1050 |
Число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу контактной выносливости
![]()
![]()
Ресурс передачи по формуле:
![]()
![]()
2. Допускаемые контактные напряжения по
формуле:
![]()
Коэффициент долговечности по формуле:


где
=0,25 - для среднего равновероятного режима (режим II)
;
.
Тогда допускаемые контактные напряжения
![]()
![]()
где SН = 1,2; ZR =1; ZV = 1,08; ZX =
1 (см. главу 7).
Среднее допускаемое напряжение по формуле:
.
Условие
выполняется.
3. Допускаемые напряжения изгиба по
формуле:
![]()
Коэффициент долговечности по формуле:

здесь
при
=0,1 - для среднего равновероятного режима (режим II).
qF1 - показатель кривой усталости правой ветви (при
)

где k = 2,8…3,0 – для закаленных колес.
= 680 МПа - предел выносливости при изгибе из
таблицы 3;
=
2200…2500Мпа - максимальное значение напряжения изгиба зубчатых колес при
кратковременных перегрузках.
Таблица 3. Механические свойства материалов зубчатых колес по ГОСТу 21354-87
|
Способ обработки зубьев |
Твердость поверхности зубьев |
Марка стали |
|
|
МПа |
МПа |
|
Отжиг нормализация или улучшение |
235 – 300 НВ 250 – 350 280 - 350 |
40, 45 40Х, 40ХН, 40ХФА, 40ХН2МА 18Х2Н4МА |
~(450) 1,75НВ ~(600) |
2НВ+70 |
6,5НВ |
|
|
Объемная закалка автомат. |
45…55 HRC |
40Х, 40ХН, 40ХФА, 40ХН2МА |
580 |
17НRС+100 |
2250 без никеля |
|
|
Объемная закалка с обезуглероживанием |
45…55 HRC |
40ХН, 50ХН, 40ХН2МА |
500 |
2500 |
||
|
40Х, 40ХФА |
460 |
2250 |
||||
|
Закалка ТВЧ по контуру |
48…58 HRC |
40ХН, 40ХН2МА |
680 |
17НRС+200 |
2200...2500 |
44НRС |
|
48…55 HRC |
40Х, 35ХМ |
580 |
1800 |
|||
|
Цементация и закалка |
57…63 HRC |
20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХН3А, 20ХН3А, 15ХГНТА |
950 |
23НRС |
2800 |
44НRС |
|
18ХГТ, 30ХГТ, 20Х, 20ХГР, 12Х2НА, 20Х2Н4А, 18Х2Н4ВА |
820 |
2600 |
||||
|
20Х2Н4А, 20ХН3А, 18Х2Н4ВА |
780 |
2400 |
||||
|
18ХГТ, 30ХГМ |
680 |
2000 |
||||
|
Нитроцементация и закалка |
57…63 HRC |
25ХГМ |
1000 |
23НRС |
2500 |
44НRС |
|
25ХГТ, 30ХГТ, 35Х |
750 |
2250 |
||||
|
Азотирование (заготовка улучшение) |
700…950 HV |
Твердость сердцевины (24…40) НRС 38Х2Ю, 38Х2МЮА |
290+ 12 НRС |
1050 |
1800 |
3 HV или 35 НRС |
|
550…750 HV |
40Х, 40ХФА, 40Х2НМА |

- показатель кривой
усталости правой ветви (при
)

где k = 2,8…3,0 – для закаленных колес.
= 580 МПа - предел
выносливости при изгибе из таблицы 3;
= 1800 Мпа - максимальное значение напряжения изгиба зубчатых
колес при кратковременных перегрузках.
Тогда допускаемые напряжения будут
![]()
![]()
где SF = 1,7; YR =
1,05; Ya = 1;
= 1 (см. главу 7).
4.
Межосевое расстояние.
Предварительное межосевое расстояние по
формуле:
![]()
где Т3 – вращающий момент на шестерне Т3 = 435,5 Нм;
К = 6;
Из
стандартного ряда принимаем
= 160
мм.
Предварительная ширина венца
![]()
Предварительный делительный диаметр

Коэффициент ширины по диаметру
![]()
Окружная скорость зубчатых колес по формуле:
![]()
По найденной окружной скорости назначаем 9-ю степень точности зубчатой передачи (табл. 4).
Таблица 4
|
Степень точности по ГОСТ 1643 - 81 |
Vдоп - допустимая окружная скорость, м/с |
|||
|
Прямозубых |
Непрямозубых |
|||
|
Цилиндр. |
Конич. |
Цилиндр. |
Конич. |
|
|
6 (передача повышенной точности) |
до 20 |
до 12 |
до 30 |
до 20 |
|
7 (передача нормальной точности) |
до 12 |
до 8 |
до 20 |
до 10 |
|
8 (передача пониженной точности) |
до 6 |
до 4 |
до 10 |
до 7 |
|
9 (передача низкой точности) |
до 2 |
до 1,5 |
до 4 |
до 3 |
Коэффициент нагрузки по формуле:
,
где КА = 1,25;
=1,01 (по табл. 5);
- коэффициент, учитывающий неравномерность
распределения нагрузки по длине контактных линий по формуле:
![]()
- коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчёте на контактную
прочность
,
здесь ![]()
|
Степень точности по ГОСТ 1643 - 81 |
Твёрдость
поверхности зубьев колеса |
Значения |
||||
|
1 |
3 |
5 |
8 |
10 |
||
|
6 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
Примечание.
В числителе - значение для прямозубых, а знаменателе приведены для косозубых
колёс.
Уточненное значение межосевого расстояния по формуле:

где Ка = 410 – для косозубых передач;
= 0,4;
Т1Н = Т3 = 435,5 Нм;
=976 МПа.
Из стандартного ряда принимаем
= 160 мм.
5.
Модуль передачи по формулам:
![]()
![]()
где
– для
шевронных передач;
b3=85мм;
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений
![]()
здесь x = 0 – коэффициент смещения режущего инструмента от начальной окружности;
–
эквивалентное число зубьев
![]()
Из стандартного ряда принимаем mn = 3 мм.
6. Суммарное число зубьев и угол наклона.
Минимальный угол наклона зубьев
косозубых колес. Для шевронных передач
– для шевронных
передач.
Суммарное число зубьев по формуле:
![]()
Действительное значение угла
наклона зуба по формуле:
![]()
Число зубьев шестерни
.
Число зубьев колеса ![]()
Фактическое передаточное число
![]()
Отклонение

7. Геометрические размеры колес:
делительные диаметры
мм;
мм.
диаметры окружностей вершин зубьев
мм;
мм.
диаметры окружностей впадин зубьев
мм;
мм.
ширина колес
мм;
мм.
8. Силы
в зацеплении:
окружная
Н;
радиальная
Н;
осевая
, т.к. колесо шевронное.
9. Проверка зубьев колес на выносливость по
контактным напряжениям по формуле:

где
= 8400 - для косозубых
передач, МПа;
Т1H = Т3 - при расчёте методом эквивалентных циклов;
10. Проверка зубьев колес на выносливость
по напряжениям изгиба
![]()
где
- расчётное окружное усилие
при расчёте методом эквивалентных циклов;
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений
![]()
здесь x = 0 - коэффициент смещения режущего инструмента от начальной окружности;
- эквивалентное число зубьев
.
Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба по формуле:
![]()
где
– коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
- коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
= 1,01 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку,
возникающую в зацеплении до зоны резонанса (табл. 6).
Коэффициент, учитывающий наклон зуба по формуле:
Коэффициент
, учитывающий перекрытие зубьев косозубой передачи
![]()
где
- коэффициент
торцевого перекрытия
.
Тогда
![]()
Условия прочности выполняются.
Таблица 6
|
Степень точности по ГОСТ 1643-81 |
Твёрдость поверхности зубьев колеса |
Значение |
||||
|
1 |
3 |
5 |
8 |
10 |
||
|
6 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
> 350 HB |
|
|
|
|
|
|
< 350 HB |
|
|
|
|
|
|
Примечание.
В числителе приведены значения для прямозубых передач,
а в знаменателе приведены для
косозубых колёс.
Расчет быстроходной ступени
Расчет ведется методом эквивалентных циклов
1. Выбор материалов. Для шестерни
выбираем сталь 40ХН, термообработка – закалка, твердость HRC 50, предел прочности
=1600 МПа, предел
текучести
=1400 МПа.
Для колеса – сталь 40Х, термообработка –
закалка, твердость HRC
43, предел прочности
=750 МПа, предел
текучести
=600 МПа.
Предел контактной выносливости выбираем из
таблицы 2:
![]()
![]()
Число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу контактной выносливости
![]()
![]()
Ресурс передачи по формуле:
![]()
![]()
2. Допускаемые контактные напряжения по
формуле:
![]()
Коэффициент долговечности по формуле:


где
=0,25 - для среднего
равновероятного режима (режим II).
![]()
![]()
При
q = 20.
При
q = 6.
Тогда допускаемые контактные напряжения
![]()
![]()
где SН = 1,2; ZR =1; ZV = 1,08; ZX = 1
(см. главу 7).
Среднее допускаемое напряжение по формуле:
.
Условие
выполняется.
3. Допускаемые напряжения изгиба по
формуле:

Коэффициент долговечности по формуле:

здесь
при
=0,1 - для среднего равновероятного режима (режим II).
qF1 - показатель кривой усталости правой ветви (при
)

где k = 2,8…3,0 – для закаленных колес.
= 680 МПа - предел выносливости при изгибе из
таблицы 3;
=2200…2500 МПа
- максимальное значение напряжения изгиба зубчатых колес при кратковременных
перегрузках.

![]()
при ![]()

где k = 2,8…3,0 – для закаленных колес.
= 680 МПа - предел выносливости при изгибе из
таблицы 3;
= 2200…2500
МПа - максимальное значение напряжения изгиба зубчатых колес при
кратковременных перегрузках.
Тогда допускаемые напряжения будут
![]()
![]()
где SF = 1,7; YR =
1,05;
= 1;
= 1 (см. главу 7).
4.
Межосевое расстояние
Предварительное межосевое расстояние по
формуле:
![]()
где Т3 – вращающий момент на шестерне Т3 = 80,2 Нм;
К = 6.
Из
стандартного ряда принимаем
= 100 мм.
Предварительная ширина венца
![]()
Предварительный делительный диаметр
![]()
Коэффициент ширины по диаметру
![]()
Окружная скорость зубчатых колес по формуле:
![]()
По найденной окружной скорости назначаем 9 степень точности зубчатой передачи (табл. 4).
Коэффициент нагрузки по формуле:
![]()
где КА = 1,25;
=1,01 (по табл. 5);
- коэффициент, учитывающий неравномерность
распределения нагрузки по длине контактных линий по формуле:
![]()
- коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчёте на контактную
прочность
![]()
здесь ![]()
Уточненное значение межосевого расстояния по формуле:
![]()
где Ка = 410 – для косозубых передач;
= 0,4;
Т1Н = Т2 = 80,2 Нм;
=819 МПа.
Из стандартного ряда принимаем
= 140 мм.
5.
Модуль передачи по формулам:
![]()
![]()
где
– для косозубых передач.
b3=62 мм;
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений
![]()
здесь x = 0 – коэффициент смещения режущего инструмента от начальной окружности;
–
эквивалентное число зубьев.
Предварительно
примем число z1=21 угол наклона зубьев
.
.
Из стандартного ряда принимаем mn = 2 мм.
6. Суммарное число зубьев и угол наклона
Суммарное число зубьев при
по формуле:
![]()
Действительное значение угла
наклона зуба по
формуле:
![]()
Число зубьев шестерни
.
Число зубьев колеса ![]()
Фактическое передаточное число
![]()
Отклонение

7. Геометрические размеры колес:
делительные диаметры
мм;
мм.
диаметры окружностей вершин зубьев
мм;
мм.
диаметры окружностей впадин зубьев
мм;
мм.
ширина колес
мм;
мм.
8.
Силы в зацеплении:
окружная
Н;
радиальная
Н;
осевая
H.
9. Проверка зубьев колес на выносливость по
контактным напряжениям по формуле:

где
= 8400 - для косозубых передач, МПа;
Т1H = Т2 - при расчёте методом эквивалентных циклов.
10. Проверка зубьев колес на выносливость
по напряжениям изгиба
![]()
где
- расчётное окружное
усилие при расчёте методом эквивалентых циклов;
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений
![]()
здесь x = 0 - коэффициент смещения режущего инструмента от начальной окружности;
-
эквивалентное число зубьев
.
Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба по формуле:
![]()
где
- коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
= 1,01 -
коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацепление до
зоны резонанса (табл. 6).
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий
![]()
здесь
=1,31.
Коэффициенты, учитывающий наклон зуба по формуле:
Коэффициент
, учитывающий перекрытие зубьев косозубой передачи
![]()
где
- коэффициент
торцевого перекрытия
.
Тогда
![]()
Условия прочности выполняются.
Расчет тихоходной ступени (II-й вариант)
Расчет ведется методом эквивалентных моментов
1. Выбор материалов. Для шестерни
выбираем сталь 35ХН, термообработка – закалка, твердость HRC 50, предел
прочности
=1600 МПа, предел текучести
=1400 МПа.
Для колеса –
сталь 40ХН, термообработка – закалка, твердость HRC 40, предел прочности
=750 МПа, предел
текучести
=600 МПа.
Предел контактной выносливости выбираем из
таблицы 5:
![]()
![]()
Число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу контактной выносливости
![]()
![]()
Ресурс передачи по формуле:
![]()
![]()
2. Допускаемые контактные напряжения по
формуле:

Коэффициент долговечности по формуле:

![]()
где ![]()
![]()
Тогда допускаемые контактные напряжения
![]()
![]()
где SН = 1,2; ZR =1; ZV = 1,08; ZX =
1 (см. главу 7).
Среднее допускаемое напряжение по формуле:
.
Условие
выполняется.
3. Допускаемые напряжения изгиба по
формуле:

Коэффициент долговечности по формуле:

здесь
.
qF1 - показатель кривой усталости правой ветви (при
)
![]()
где k = 2.8…3,0 – для закаленных колес.
= 680 МПа -
предел выносливости при изгибе из таблицы 3;
=2200…2500 МПа - максимальное значение напряжения изгиба
зубчатых колес при кратковременных перегрузках.

где ![]()
Т.к.
определяем показатель qF1.
![]()
где k = 2,8…3,0 – для закаленных колес.
= 580 МПа.
= 1800 МПа.
Тогда допускаемые напряжения будут
![]()
![]()
где
= 1,7;
= 1,05;
= 1;
= 1 (см. главу 7).
4.
Межосевое расстояние.
Предварительное межосевое расстояние по
формуле:
![]()
где Т3H – вращающий момент на шестерне
Нм;
К = 6.
Из
стандартного ряда принимаем
= 125 мм.
Предварительная ширина венца
![]()
Предварительный делительный диаметр
![]()
Коэффициент ширины по диаметру
![]()
Окружная скорость зубчатых колес по формуле:
![]()
По найденной окружной скорости назначаем 9-ю степень точности зубчатой передачи (табл. 4).
Коэффициент нагрузки по формуле:
![]()
где КА = 1,25;
=1,01 (по
табл. 5);
- коэффициент, учитывающий неравномерность
распределения нагрузки по длине контактных линий по формуле:
![]()
- коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчёте на контактную прочность
![]()
здесь ![]()
Уточненное значение межосевого расстояния по формуле:

где Ка = 410 – для косозубых передач;
= 0,4;
Нм;
=795 МПа.
Из стандартного ряда принимаем
= 160мм.
Дальнейший расчет ведется аналогично методу эквивалентных циклов.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов