Содержание
2.1.
Порядок расчета зубчатых передач
2.2.
Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки
2.3.
Расчет допускаемых напряжений
2.4.
Проектный расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи
2.5.
Геометрический расчёт закрытой цилиндрической передачи
2.6.
Проверочный расчёт закрытой цилиндрической передачи
2.7.
Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи
2.8.
Расчёт закрытой конической зубчатой передачи
2.9.
Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи
2.10. Конструирование зубчатых колес
1. Порядок расчета
цилиндрической прямозубой передачи
Проектировочный
расчет закрытой передачи
1.1. Выбор материала зубчатых колес и определение
допускаемого контактного напряжения
1.2. Определение межосевого расстояния из условия
контактной выносливости активных поверхностей зубьев
1.3. Назначение модуля передачи
1.4. Определение чисел зубьев шестерни и колеса
1.5. Уточнение передаточного числа
1.6. Определение основных геометрических размеров
шестерни и колеса, уточнение
Проверка зубьев на
выносливость по контактным напряжениям
1.7. Определение коэффициентов концентрации и динамичности нагрузки
1.8. Определение расчетных контактных напряжений
1.9. Сопоставление расчетного и допускаемого
напряжений
Проверка зубьев на
выносливость по напряжениям изгиба
1.10. Определение усилий в зацеплении
1.11. Определение допускаемого изгибного напряжения
1.12. Определение коэффициентов концентрации и динамичности нагрузки
1.13. Определение расчетных напряжений изгиба
1.14. Сопоставление расчетных и допускаемых напряжений
Расчет шестерни
открытой передачи
1.15. Выбор материала шестерни и определение
допускаемого изгибного напряжения
1.16. Определение модуля передачи
1.17. Определение основных размеров шестерни
1.18. Проверка зубьев на изгибную прочность
2. Порядок расчета
цилиндрической косозубой передачи
Проектировочный расчет
закрытой передачи
2.1. Выбор материала колес и определение допускаемого
контактного напряжения
2.2. Определение межосевого расстояния
2.3. Назначение нормального модуля передачи.
2.4. Назначение угла наклона зубьев (в пределах 8…20°)
2.5. Определение чисел зубьев колеса и шестерни
2.6. Уточнение передаточного числа
2.7. Уточнение угла наклона зубьев
2.8. Определение основных геометрических размеров
колес
Проверка зубьев на
выносливость по контактным напряжениям
2.9. Определение коэффициентов концентрации и динамичности нагрузки
2.10. Определение расчетных контактных напряжений
2.11. Сопоставление расчетного и допускаемого
напряжений
Проверка зубьев на
изгибную прочность
2.12. Определение усилий в зацеплении
2.13. Определение допускаемого напряжения изгиба
2.14. Определение коэффициентов концентрации и динамичности нагрузки
2.15. Определение расчетных напряжений изгиба и
сопоставление их с допускаемыми значениями
3. Порядок расчета
шевронных передач
Проектировочный
расчет передачи
3.1. Выбор материала колес и определение допускаемых
напряжений
3.2. Определение межосевого расстояния с округлением
до стандартного значения по ряду Ra 40
3.3. Определение модуля зацепления с округлением до стандартного
3.4. Определение числа зубьев колес
3.5. Уточнение угла наклона зубьев и передаточного
числа
3.6. Определение геометрических размеров колес
Проверочный расчет передачи
3.7. Определение коэффициента распределения нагрузки
между зубьями и коэффициентов
нагрузки
3.8. Проверка зубьев на выносливость по контактным
напряжениям
3.9. Проверка зубьев на выносливость при изгибе
4. Порядок расчета
зубчатых передач с коническими прямозубыми колесами
Проектировочный расчет
закрытой конической передачи
4.1. Выбор материала зубчатых колес и определение
допускаемых контактных и изгибных напряжений
4.2. Определение диаметра внешней делительной
окружности колеса de2.
4.3. Определение числа зубьев шестерни и колеса (для
цементированных конических передач при мм числа зубьев
шестерни ориентировочно можно принять равными 18…25 при u = 2,5; 16…18 при и 15…16 при u = 6). Для
передач с термоулучшенными колесами значения можно
увеличить на 10...20% (против указанных величин)
4.4. Уточнение передаточного числа
4.5. Определение основных геометрических параметров
зубчатого колеса и шестерни (рекомендуется оформлять в виде таблицы)
Проверка зубьев на
выносливость по контактным напряжениям
4.6. Определение окружной скорости колес
4.7. Определение коэффициентов концентрации и
динамичности нагрузки и
4.8. Определение расчетных контактных напряжений
4.9. Сопоставление расчетного и допускаемого
напряжений
Проверка зубьев на
выносливость по напряжениям изгиба
4.10. Определение эквивалентного числа зубьев,
коэффициентов, учитывающих форму зуба для шестерни и колеса –
4.11. Определение коэффициентов концентрации и
динамичности нагрузки и
4.12. Определение расчетных напряжений изгиба
4.13. Сопоставление расчетных и допускаемых напряжений
Проектировочный
расчет шестерни открытой конической передачи
4.14. Выбор материала и определение допускаемого
напряжения изгиба шестерни
4.15. Определение среднего модуля из условия выносливости
зубьев по напряжениям изгиба
4.16. Определение внешнего окружного модуля
4.17. Расчет основных геометрических параметров
шестерни (рекомендуется результаты расчета свести в таблицу)
Проверка зубьев
шестерни на выносливость по напряжениям изгиба
4.18. Определение и шестерни
4.19. Определение коэффициентов и
4.20. Определение расчетных напряжений изгиба
4.21. Сопоставление расчетных и допускаемых напряжений
При выборе материала зубчатых колес следует учитывать
назначение проектируемой передачи, условия эксплуатации, требования к
габаритным размерам и возможную технологию изготовления колёс. Основным материалом
для изготовления зубчатых колёс является сталь. Необходимую твердость в
сочетании с другими механическими характеристиками (а
следовательно, желаемые габариты и массу передачи) можно получить за счет
назначения соответствующей термической или химико-термической обработки стали.
В условиях индивидуального и мелкосерийного
производства, в мало- и средненагруженных передачах, а также в передачах с
большими габаритами колес (когда термическая обработка их затруднена) обычно применяют
стали с твердостью не более 350 НВ,
которая обеспечивается нормализацией или термоулучшением
материала. При этом возможно чистовое нарезание зубьев непосредственно после
термообработки с высокой точностью изготовления, а при работе передачи
обеспечивается хорошая прирабатываемость
зубьев без хрупкого разрушения их при динамических нагрузках.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твёрдость шестерни НВ1
рекомендуют назначать больше твёрдости НВ2
колеса не менее чем на (10…15) НВ.
В условиях крупносерийного и массового производства целесообразно
применять зубчатые колеса с высокотвердыми зубьями. При твердости более 350 НВ её обычно выражают в единицах Роквелла − НRC (1 HRC = 10 НВ).
Такая твердость обеспечивается после проведения
упрочняющих видов термической и химикотермической обработки:
закалки (обьемной или поверхностной), цементации с
последующей закалкой, азотирования и др.
Применение высокотвердых
материалов является резервом повышения нагрузочной способности зубчатых
передач, уменьшения их габаритов и массы. Однако с высокой твердостью материала
связаны дополнительные трудности: плохая прирабатываемость
зубьев, прогрессирующее усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев,
необходимость проведения термообработки после зубонарезания.
Большинство видов упрочняющей термообработки сопровождается значительным
короблением зубьев. Для исправления формы зубьев, восстановления требуемой
степени точности требуются дополнительные дорогостоящие зубоотделочные
операции (шлифование, полирование, притирка и т.п.), что удлиняет технологический
процесс изготовления зубчатых колес и значительно повышает стоимость передачи.
Рекомендуемые для изготовления зубчатых колес марки
конструкционных сталей, виды их термообработки и соответствующие основные
механические характеристики приведены в табл. 2.1. При этом важно, чтобы
размеры заготовок колес (диаметр Dзаг и толщина обода или диска Sзаг)
не превышали предельных значений Dпред и Sпред .
Таблица 2.1. Механические характеристики сталей
Марка стали |
Dпред, мм |
Sпред, мм |
Термооб работка |
Твёрдость
заготовки |
|
|
|
|||
поверхности |
сердцевины |
Н/мм2 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
35 |
− |
− |
Н |
163...192 НВ |
550 |
270 |
235 |
|||
40 |
120 |
60 |
У |
192...228 НВ |
700 |
400 |
300 |
|||
45 |
− |
− |
Н |
179...207 НВ |
600 |
320 |
260 |
|||
45 |
125 |
80 |
У |
235...262 НВ |
780 |
540 |
335 |
|||
45 |
80 |
50 |
У |
269...302 НВ |
890 |
650 |
380 |
|||
40Х |
200 |
135 |
У |
235...262 НВ |
790 |
640 |
375 |
|||
40Х |
125 |
80 |
У |
269...302 НВ |
900 |
750 |
410 |
|||
40Х |
125 |
80 |
У+ТВЧ |
45...50 НRCэ |
269...302 НВ |
900 |
750 |
410 |
||
40ХН |
315 |
200 |
У |
235...262 НВ |
800 |
630 |
380 |
|||
40ХН |
200 |
125 |
У |
269...302 НВ |
920 |
750 |
420 |
|||
40ХН |
200 |
125 |
У+ТВЧ |
48...53 НRCэ |
269...302 НВ |
920 |
750 |
420 |
||
35ХМ |
315 |
200 |
У |
235...262 НВ |
800 |
670 |
380 |
|||
35ХМ |
200 |
125 |
У |
269...302 НВ |
920 |
790 |
420 |
|||
35ХМ |
200 |
125 |
У+ТВЧ |
48...53 НRCэ |
269...302 НВ |
920 |
790 |
420 |
||
35Л |
− |
− |
Н |
163...207 НВ |
550 |
270 |
235 |
|||
40Л |
− |
− |
Н |
147 НВ |
520 |
295 |
225 |
|||
45Л |
315 |
200 |
У |
207...235 НВ |
680 |
440 |
285 |
|||
40ГЛ |
315 |
200 |
У |
235...262 НВ |
850 |
600 |
365 |
|||
20Х 18ХГТ 12ХН3А |
200 |
125 |
У+ЦК |
56...63 НRCэ |
300...400 НВ |
900 |
800 |
400 |
||
38ХМЮА |
− |
− |
А |
57...67 НRCэ |
30...35 НRC |
1050 |
900 |
500 |
||
35ХМ 40ХН |
− |
40 |
З |
45...53 НRC |
1060 |
1400 |
500 |
|||
Примечания:
1. В графе "Термообработка" приняты
следующие обозначения:
Н −нормализация, У −улучшение, ТВЧ −закалка
токами высокой частоты, З –объемная закалка, ЦК
–цементация, А − азотирование.
2. Для цилиндрических и конических колёс с выточками
принять меньшее из значений Dзаг, Sзаг.
Допускаемые
контактные напряжения
Расчет на усталость рабочих поверхностей зубьев колес
при циклических контактных напряжениях базируется на экспериментальных кривых
усталости, которые обычно строят в полулогарифмических координатах (рис. 2.1).
Рис. 2.1
Здесь: −
наибольшее напряжение цикла, NH
− число циклов нагружений, − предел
выносливости материала, NHG(NH0) − базовое число циклов (абсцисса точки перелома
кривой усталости).
Допускаемое контактное напряжение рассчитывают для
каждого зубчатого колеса передачи по формуле
где определяют по
эмпирическим зависимостям, указанным в табл.2.2;
−
коэффициент безопасности, рекомендуют назначать SH = 1,1 при нормализации, термоулучшении
или объемной закалке зубьев (при однородной структуре материала по всему
объему); SH = 1,2 при
поверхностной закалке, цементации, азотировании (при неоднородной структуре
материала по объему зуба);
ZN ( KHL ) − коэффициент долговечности,
, но 2,6 при SH = 1,1;
и при SH = 1,2.
Если , то следует принимать
Коэффициент ZN
учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих
передач ( при NH
< NHG ).
Расчет числа циклов перемены напряжений выполняют с
учетом режима нагружения передачи. Различают режимы постоянной и переменной
нагрузки. При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов напряжений
где c − число зацеплений зуба за один оборот (для
проектируемого одноступенчатого редуктора с
= 1);
−
частота вращения того зубчатого колеса, по материалу которого определяют
допускаемые напряжения, об/мин;
t –
время работы передачи (ресурс) в часах; t = Lh.
Таблица
2.2
Термообработка |
Твердость зубьев** |
Группа сталей |
**, |
SH |
**, МПа |
SF |
**, МПа |
**, МПа |
|
на поверхности |
в сердцевине |
||||||||
Нормализация, улучшение |
180…350 НВ |
40, 45, 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ и др. |
2HB+70 |
1,1 |
1,8HB |
1,75 |
|
2,74HB |
|
Объемная |
45…55 HRC |
40Х, 40ХН, 45ХЦ, 36 ХМ и др. |
18HRC |
550 |
|
1400 |
|||
Закалка ТВЧ по всему
контуру (модуль |
56…63 HRC 45…55 HRC |
25…55 HRC |
55ПП, У6, 35ХМ, 40Х, 40ХН и
др. |
17HRCпов |
1,2 |
900 650 |
40HRCпов |
1260 |
|
Закалка ТВЧ по всему
контуру (модуль |
45…55 HRC |
35ХМ, 40Х, 40ХН и др. |
17HRCпов |
550 |
40HRCпов |
1430 |
|||
Азотирование |
55…67 HRC 50…59 HRC |
24…40 HRC |
35ХЮМ, 38ХМЮА 40Х, 40ХФА 40ХНМА и др |
1050 1050 |
1,2 |
12HRCсердц |
1,75 |
40HRCпов 30HRCпов |
1000 |
Цементация |
55…63 HRC |
30…45 HRC |
Цементируемые стали |
23HRCпов |
750 |
40HRCпов |
1200 |
||
Нитроцементация и закалка |
55…63 HRC |
30…45 HRC |
Молибденовые стали 25ХГМ, 25ХГНМ Безмолибденовые стали 25ХГТ, 35Х |
23HRCпов |
1000 750 |
1,5 |
40HRCпов |
1520 |
|
* Распространяется на все сечения зуба и
часть тела зубчатого колеса под основанием впадины. **
Приведён диапазон значений твёрдости, в котором справедливы рекомендуемые
зависимости для пределов выносливости и предельных допускаемых напряжений (рассчитывают
по средним значениям твёрдости в пределах допускаемого отклонения, указанного
в таблице); HRCпов −
твёрдость поверхности, HRCсердц − твёрдость
сердцевины. |
Постоянный режим нагрузки является наиболее тяжелым
для передачи, поэтому его принимают за
расчетный также в случае неопределенного (незадаваемого)
режима нагружения.
Большинство режимов нагружения современных машин
сводятся приближенно к шести типовым режимам (рис. 2.2):
Рис. 2.2. 0 −
постоянный, I − тяжелый, II − средний равновероятный, III −
средний нормальный, IV − легкий, V − особо легкий
Режим работы передачи с переменной нагрузкой при
расчете допускаемых контактных напряжений заменяют некоторым постоянным
режимом, эквивалентным по усталостному воздействию. При этом в формулах
расчетное число циклов NH перемены напряжений заменяют эквивалентным
числом циклов NHE до разрушения при расчетном контактном
напряжении.
где − коэффициент эквивалентности, значения которого для типовых режимов
нагружения приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Режим работы |
Расчёт на контакт. усталость |
Расчёт на изгибную усталость |
|||||||
Термооб- |
m/2 |
|
Термическая обработка |
m |
|
Термическ. обработка |
m |
|
|
0 |
любая |
3 |
1,0 |
улучшение, нормализация, азотирование |
6 |
1,0 |
закалка объёмная, поверхност- ная,
цементация |
9 |
1,0 |
I |
0,5 |
0,3 |
0,20 |
||||||
II |
0,25 |
0,143 |
0,10 |
||||||
III |
0,18 |
0,065 |
0,036 |
||||||
IV |
0,125 |
0,038 |
0,016 |
||||||
V |
0,063 |
0,013 |
0,004 |
Базовое число циклов NHG перемены напряжений, соответствующее пределу
контактной выносливости , рассчитывают по эмпирическим следующим зависимостям
Из двух значений (для зубьев шестерни и колеса)
рассчитанного допускаемого контактного напряжения в дальнейшем за расчетное принимают:
– для прямозубых (цилиндрических и конических) передач
– меньшее из двух значений допускаемых напряжений и ;
– для косозубых цилиндрических передач с твердостью
рабочих поверхностей зубьев Н1 и – меньшее из
двух напряжений и
– для косозубых цилиндрических передач, у которых
зубья шестерни значительно (не менее
70...80 НВ) тверже зубьев колеса,
где – меньшее из значений и .
Допускаемые
напряжения изгиба
Расчет зубьев на изгибную выносливость выполняют
отдельно для зубьев шестерни и колеса, для которых вычисляют допускаемые
напряжения изгиба по формуле
где − предел
выносливости зубьев по напряжениям изгиба, значения которого приведены в табл.
2.2;
SF − коэффициент безопасности, рекомендуют SF = 1,5...1,75 (смотри табл.
2.2);
YA(КFC)
− коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки
(например, реверсивные передачи), при односторонней нагрузке YA
= 1 и при реверсивной YA =
0,7...0,8 (здесь большие значения назначают при Н1 и Н2 > 350 НВ);
YN(KFL)
− коэффициент долговечности, методика расчета которого аналогична расчету
ZN (смотри выше).
При но
При Н > 350 НВ но
При следует
принимать . Рекомендуют принимать для всех сталей . При постоянном режиме нагружения передачи
При переменных режимах нагрузки, подчиняющихся типовым
режимам нагружения (рис. 2.2),
При проектном расчёте прежде
всего определяют главный параметр цилиндрической передачи межосевое расстояние , в мм. Расчёт производят по следующим формулам:
− для прямозубой передачи
− для косозубой передачи
В указанных формулах знак "+" принимают в
расчётах передачи внешнего зацепления, а знак "–"
– внутреннего зацепления.
Рекомендуется следующий порядок расчётов.
При необходимости определяют (или уточняют) величину
вращающего момента на колесе передачи T2 в Нмм.
В случае задания в исходных данных на курсовой проект вращающего момента номинальный момент
на колесе рассчитываемой передачи . При задании полезной мощности привода (кВт) номинальный
вращающий момент на колесе рассчитывают по формуле , где – частота
вращения вала колеса, мин -1.
Из табл. 2.4 назначают относительную ширину колёс в соответствии
со схемой расположения колес относительно опор и выбранной ранее твёрдостью
поверхностей зубьев. Бóльшие
значения целесообразно
принимать для передач с постоянными или близкими к ним нагрузками. В дальнейшем
в расчетах может встретиться относительная ширина колес , которую рассчитывают с учетом зависимости
Рис. 2.3
Коэффициент неравномерности нагрузки по длине контакта
выбирают по
кривым на графиках рис. 2.3 а, б в соответствии с расположением зубчатых колёс передачи
относительно опор, твёрдостью рабочих поверхностей зубьев и относительной
шириной колес.
Приведённый модуль упругости Eпр в случае различных материалов колёс рассчитывают
по соотношению
Если в передаче используется для изготовления колёс
один материал (например, сталь с МПа или чугун
с МПа), тогда Eпр =E , МПа.
Таблица 2.4. Относительная ширина колёс
Схема расположения колёс относительно опор |
Твёрдость рабочих поверхностей зубьев |
|
или |
H1 и H2 > 350 HB |
|
Симметричная |
0,3...0,5 |
0,25...0,3 |
Несимметричная |
0,25...0,4 |
0,20...0,25 |
Консольная |
0,20...0,25 |
0,15...0,20 |
Полученное значение межосевого расстояния (мм) для нестандартных передач рекомендуется округлить до
ближайшего большего значения по одному из рядов нормальных линейных размеров
(табл. 2.5).
Таблица 2.5. Нормальные линейные размеры, мм (ГОСТ
6636-69)
Ряды |
Дополн. размеры |
Ряды |
Дополн. размеры |
||||
Ra10 |
Ra20 |
Ra40 |
Ra10 |
Ra20 |
Ra40 |
||
40 |
40 |
40 |
|
200 |
200 |
200 |
|
|
|
|
41 |
|
|
|
205 |
|
|
42 |
|
|
|
210 |
|
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
45 |
45 |
|
|
220 |
220 |
|
|
|
|
46 |
|
|
|
230 |
|
|
48 |
|
|
|
240 |
|
|
|
|
49 |
|
|
|
|
50 |
50 |
50 |
|
250 |
250 |
250 |
|
|
|
|
52 |
|
|
|
|
|
|
53 |
|
|
|
260 |
|
|
|
|
55 |
|
|
|
270 |
|
56 |
56 |
|
|
280 |
280 |
|
|
|
|
58 |
|
|
|
290 |
|
|
60 |
|
|
|
300 |
|
|
|
|
62 |
|
|
|
310 |
63 |
63 |
63 |
|
320 |
320 |
320 |
|
|
|
|
65 |
|
|
|
330 |
|
|
67 |
|
|
|
340 |
|
|
|
|
70 |
|
|
|
350 |
|
71 |
71 |
|
|
360 |
360 |
|
|
|
|
73 |
|
|
|
370 |
|
|
75 |
|
|
|
380 |
|
|
|
|
78 |
|
|
|
|
80 |
80 |
80 |
|
400 |
400 |
400 |
|
|
|
|
82 |
|
|
|
410 |
|
|
85 |
|
|
|
420 |
|
|
|
|
|
|
|
|
440 |
|
90 |
90 |
|
|
450 |
450 |
|
|
|
|
92 |
|
|
|
460 |
|
|
95 |
|
|
|
480 |
|
|
|
|
98 |
|
|
|
490 |
100 |
100 |
100 |
|
500 |
500 |
500 |
|
|
|
|
102 |
|
|
|
515 |
|
|
105 |
|
|
|
530 |
|
|
|
|
108 |
|
|
|
545 |
|
110 |
110 |
112 |
|
560 |
560 |
|
|
|
|
115 |
|
|
|
580 |
|
|
120 |
|
|
|
600 |
|
|
|
|
118 |
|
|
|
615 |
125 |
125 |
125 |
|
630 |
630 |
630 |
|
|
|
130 |
|
|
|
670 |
650 |
|
|
|
135 |
|
|
|
690 |
|
140 |
140 |
|
|
710 |
710 |
|
|
|
|
145 |
|
|
|
730 |
|
|
150 |
|
|
|
750 |
|
|
|
|
155 |
|
|
|
775 |
160 |
160 |
160 |
|
800 |
800 |
800 |
|
|
|
|
165 |
|
|
|
825 |
|
|
170 |
|
|
|
850 |
|
|
|
|
175 |
|
|
|
875 |
|
180 |
180 |
|
|
900 |
900 |
|
|
|
|
185 |
|
|
|
925 |
|
|
190 |
|
|
|
950 |
|
|
|
|
195 |
|
|
|
975 |
Определяют модуль зацепления m
(или mn
для косозубой передачи) из соотношения m(mn) =
(0,01...0,02)аw ,
если H1 и
и m(mn) = (0,016...0,0315)аw ,
если H1 и
H2 > 350 HB
.
Полученное значение модуля необходимо округлить до
стандартного значения по 1-му ряду модулей: 1,0; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6;
8; 10 мм. При этом для силовых передач рекомендуют принимать
мм.
Для косозубой передачи угол наклона линии зуба
назначают в пределах
Далее определяют суммарное число зубьев шестерни и
колеса:
для прямозубых колёс
для косозубых колёс
Полученное значение округляют до целого числа.
Число зубьев шестерни определяют из соотношения: , где u –
передаточное число передачи, Здесь знак
"+" − для внешнего зацепления, знак "−" −
для внутреннего зацепления.
Значение z1 следует
округлить до целого числа. Из условия отсутствия подрезания зубьев необходимо
назначать: для прямозубых и − для косозубых колёс. Зачастую для уменьшения
шума в быстроходных передачах принимают .
Рассчитывают число зубьев колеса передачи
Определяют фактическое значение передаточного числа
передачи с точностью до
двух знаков после запятой. Определяют или назначают фактическое межосевое
расстояние awф
цилиндрической зубчатой передачи. Для прямозубой передачи должно выполняться
условие . Для косозубой передачи уточняют значение
фактического угла наклона линии зуба
Рабочую ширину зубчатого венца колеса рассчитывают
как и округляют до
целого числа по ряду Ra20
нормальных линейных размеров (табл. 2.5). Тогда ширина зубчатого венца колеса , ширина зуба шестерни b1 = b2
+ (2...5) мм.
Делительные диаметры рассчитывают по формулам:
– для прямозубых колёс
и −
для косозубых колёс.
Начальный диаметр шестерни −
Начальный диаметр колеса передачи −
Диаметры вершин зубьев колёс для прямозубых
и − для
косозубых колёс. Диаметры впадин зубьев колёс − для
прямозубых и − для
косозубых колёс. Точность вычислений диаметральных размеров колёс должна быть
не выше 0,001 мм. Угол зацепления
передачи принимают равным углу профиля
исходного контура:
Проверка контактной
выносливости рабочих поверхностей зубьев колёс
Расчётом должна быть проверена справедливость
соблюдения следующих неравенств:
− для прямозубых колёс
− для косозубых колёс
где −
коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям,
Все геометрические параметры рассчитываемых колёс
определены в п. 2.5. Для косозубой передачи
дополнительно рассчитывают −
коэффициент торцового перекрытия зубчатой передачи по формуле:
Здесь также знак
"+" относится к
передачам внешнего зацепления, а "–" – внутреннего зацепления.
Рассчитывают (или уточняют) величину вращающего
момента Т1 в Нмм на шестерне проверяемой передачи:
где − КПД
передачи, он учитывает потери мощности в зубчатой передаче; обычно .
Для определения коэффициента внутренней динамической
нагрузки KHV необходимо
по табл. 2.6 назначить степень точности передачи в зависимости от окружной
скорости в зацеплении
м/с.
Таблица 2.6. Степени точности зубчатых передач
Степень точности |
Окружные скорости вращения колёс V,
м/с |
||
прямозубых |
косозубых |
||
цилиндрических |
конических |
цилиндрических |
|
6 |
до 15 |
до 12 |
до 30 |
7 |
до 10 |
до 8 |
до 15 |
8 |
до 6 |
до 4 |
до 10 |
9 |
до 2 |
до 1,5 |
до 4 |
Затем по табл. 2.7 находят значение коэффициента KHV для
рассчитываемой передачи.
В косозубой передаче теоретически зацепляется
одновременно не менее двух пар зубьев. На практике ошибки нарезания зубьев
могут устранить двухпарное зацепление, и при контакте
одной пары между зубьями второй пары может быть небольшой зазор, который
устраняется под нагрузкой вследствие упругих деформаций зубьев. Однако, первая
пара зубьев нагружена больше, чем вторая на размер усилия, необходимого для
устранения зазора. Это учитывают коэффициентом
,,
назначаемым из табл. 2.8.
Таблица 2.7. Значения
коэффициентов KHV и KFV
Степень точности |
Твёрдость поверхнос- тей
зубьев |
Коэф- фици- енты |
Окружная
скорость V, м/с |
||||
1 |
3 |
5 |
8 |
10 |
|||
6 |
а |
KHV |
1,03 |
1,09 |
1,16 |
1,25 |
1,32 |
1,01 |
1,03 |
1,06 |
1,09 |
1,13 |
|||
KFV |
1,06 |
1,18 |
1,32 |
1,50 |
1,64 |
||
1,03 |
1,09 |
1,13 |
1,20 |
1,26 |
|||
б |
KHV |
1,02 |
1,06 |
1,10 |
1,16 |
1,20 |
|
1,01 |
1,03 |
1,04 |
1,06 |
1,08 |
|||
KFV |
1,02 |
1,06 |
1,10 |
1,16 |
1,20 |
||
1,01 |
1,03 |
1,04 |
1,06 |
1,08 |
|||
7 |
а |
KHV |
1,04 |
1,12 |
1,20 |
1,32 |
1,40 |
1,02 |
1,06 |
1,08 |
1,13 |
1,16 |
|||
KFV |
1,08 |
1,24 |
1,40 |
1,64 |
1,80 |
||
1,03 |
1,09 |
1,16 |
1,25 |
1,32 |
|||
б |
KHV |
1,02 |
1,06 |
1,12 |
1,19 |
1,25 |
|
1,01 |
1,03 |
1,05 |
1,08 |
1,10 |
|||
KFV |
1,02 |
1,06 |
1,12 |
1,19 |
1,25 |
||
1,01 |
1,03 |
1,05 |
1,08 |
1,10 |
|||
8 |
а |
KHV |
1,05 |
1,15 |
1,24 |
1,38 |
1,48 |
1,02 |
1,06 |
1,10 |
1,15 |
1,19 |
|||
KFV |
1,10 |
1,30 |
1,48 |
1,77 |
1,96 |
||
1,04 |
1,12 |
1,19 |
1,30 |
1,38 |
|||
б |
KHV |
1,03 |
1,09 |
1,15 |
1,24 |
1,30 |
|
1,01 |
1,03 |
1,06 |
1,09 |
1,12 |
|||
KFV |
1,03 |
1,09 |
1,15 |
1,24 |
1,30 |
||
1,01 |
1,03 |
1,06 |
1,09 |
1,12 |
|||
9 |
а |
KHV |
1,06 |
1,12 |
1,28 |
1,45 |
1,56 |
1,02 |
1,06 |
1,11 |
1,18 |
1,22 |
|||
KFV |
1,11 |
1,33 |
1,56 |
1,90 |
2,25 |
||
1,04 |
1,12 |
1,22 |
1,36 |
1,45 |
|||
б |
KHV |
1,03 |
1,09 |
1,17 |
1,28 |
1,35 |
|
1,01 |
1,03 |
1,07 |
1,11 |
1,14 |
|||
KFV |
1,03 |
1,09 |
1,17 |
1,28 |
1,35 |
||
1,01 |
1,03 |
1,07 |
1,11 |
1,14 |
Примечания к табл.2.7:
1. Твёрдость поверхностей зубьев
2. Верхние цифры относятся к прямым зубьям, нижние – к косым зубьям.
Таблица 2.8
Окружная скорость V , м/с |
Степень |
|
|
До 5 |
7 |
1,03 |
1,07 |
8 |
1,07 |
1,22 |
|
9 |
1,13 |
1,35 |
|
5…10 |
7 |
1,05 |
1,20 |
8 |
1,10 |
1,30 |
|
10…15 |
7 |
1,08 |
1,25 |
8 |
1,15 |
1,40 |
Если в результате проверки выявится существенная
недогрузка (свыше 10%) передачи, то с целью более полного использования
возможностей материалов зубчатых колёс возможна корректировка рабочей ширины
зубчатого венца по соотношению
Уточнённое значение рабочей ширины венца рекомендуется
округлить до нормального линейного размера (по табл. 2.5).
Проверка прочности
зубьев по напряжениям изгиба
Расчёт выполняют отдельно для шестерни и для зубчатого
колеса передачи после уточнения нагрузок на зубчатые колёса и их геометрических
параметров.
Проверяют справедливость соотношения расчётных
напряжений изгиба и допускаемых
напряжений []:
− для прямозубых колёс
− для косозубых колёс
где −
коэффициент повышения прочности косозубых передач по напряжениям изгиба, Здесь −
коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности вследствие наклона
контактной линии на зубе к основанию зуба, , где подставляют в
градусах. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между одновременно
зацепляющимися зубьями назначают по табл. 2.8.
Окружное усилие в зацеплении колёс рассчитывают по
формуле
Н.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по
длине линии контакта определяют по
графикам рис. 2.3 а, б,
аналогично рассмотренному выше определению значения коэффициента .
Коэффициент формы зуба YF для прямозубых колёс назначают по табл. 2.9 в
зависимости от фактического числа зубьев для прямозубых колёс и от числа зубьев
эквивалентных колёс − для косозубых
колес. Табл. 2.9 составлена для случая отсутствия смещения зуборезного
инструмента (x = 0) при зубонарезании.
Если при проверочном расчёте рабочие напряжения
изгиба в зубьях колёс
оказываются значительно меньшей величины, чем допускаемые напряжения , то для закрытых передач это вполне допустимо, так
как нагрузочная способность таких передач ограничивается, как правило,
контактной выносливостью зубьев.
Таблица 2.9. Коэффициент формы зуба YF
Z или ZV |
YF |
Z или ZV |
YF |
Z или ZV |
YF |
Z или ZV |
YF |
Z или ZV |
YF |
16 |
4,29 |
25 |
4,00 |
35 |
3,85 |
60 |
3,69 |
100 |
3,60 |
17 |
4,25 |
26 |
3,98 |
40 |
3,80 |
65 |
3,67 |
120 |
3,58 |
20 |
4,13 |
28 |
3,94 |
45 |
3,76 |
70 |
3,66 |
150 |
3,56 |
22 |
4,07 |
30 |
3,91 |
50 |
3,73 |
80 |
3,64 |
180 |
3,54 |
24 |
4,02 |
32 |
3,88 |
55 |
3,71 |
90 |
3,62 |
|
3,47 |
Учитывая условия и характер работы
открытых передач (недостаточная защищённость от загрязнения абразивными
частицами и увеличенный абразивный износ при плохой смазке, большие деформации
валов, что приводит к увеличению зазоров в зацеплении, возрастанию динамических
нагрузок, к понижению прочности изношенных зубьев вследствие уменьшения площади
их поперечного сечения и, как следствие, к поломке зубьев), данные передачи рекомендуют
рассчитывать по напряжениям изгиба.
В этих передачах выкрашивание не наблюдается, так как поверхностные слои зубьев
изнашиваются и удаляются раньше, чем появляются усталостные трещины.
Для проектного расчёта открытых передач по напряжениям
изгиба определяют модуль зацепления из выражений:
− для
прямозубых колес