Продольные
и кольцевые смазочные канавки
Размеры смазочных отверстий в валах и канавок
на валах приведены в табл. 8 и 9.
Кольцевые канавки располагают по краям или посередине
подшипника (табл. 10). В последнем случае канавка как бы разделяет его пополам.
Масло, перетекая из нагруженной в ненагруженную часть
подшипника, снижает несущую способность масляного слоя. Наличие двух кольцевых
канавок у краев подшипника меньше снижает несущую способность масляного слоя.
Продольные канавки в горизонтальных
подшипниках располагают в разъеме и в зоне подвода масла (табл. 11).
8.
Смазочные отверстия в валах
Размеры, мм
Резьба коническая
дюймовая по ГОСТ 611-52 |
Резьба трубная |
Резьба метрическая
по ГОСТ
24705-2004 |
Резьба коническая дюймовая |
Резьба трубная |
Резьба метрическая |
d2 |
l1max |
l2min |
с |
||
коническая по ГОСТ 6211-81 |
цилиндрическая по ГОСТ 6357-81 |
коническая |
цилиндрическая |
||||||||
Дюймы |
Глубина
нарезания lmin |
||||||||||
- |
- |
- |
M10×1 |
- |
- |
- |
14 |
6 |
150 |
15 |
0,5 |
К1/8 |
Rс 1/8 |
- |
- |
6,7 |
10 |
- |
- |
6 |
150 |
15 |
1 |
К1/4 |
Rс 1/4 |
G1/4 |
- |
10,2 |
11 |
18 |
- |
8 |
200 |
20 |
1 |
- |
Rс 3/8 |
G3/8 |
- |
- |
13 |
20 |
- |
10 |
400 |
25 |
1 |
К1/2 |
Rс 1/2 |
G1/2 |
- |
13,5 |
16 |
25 |
- |
12 |
800 |
30 |
1 |
9.
Смазочные канавки на валах
Размеры, мм
Диаметр вала |
d1 |
h = r |
r1 |
r2 |
l |
От 10 до 18 |
1 |
1 |
0,5 |
12,5 |
5 |
Св. 18 до 50 |
2 |
2 |
1 |
12,5 |
5 |
Св. 50 до 80 |
2,5 |
3 |
1,5 |
20 |
8 |
Св. 80 до 100 |
3 |
4 |
2,0 |
25 |
8 |
* Размер, обеспечиваемый инструментом.
10.
Примеры рационального устройства кольцевых канавок
Эскиз |
Вращающаяся
деталь |
Нагрузка |
Подвод смазки |
Расположение
кольцевой канавки |
Расположение
продольной канавки |
Вал расположен
горизонтально |
|||||
|
Вал |
Вращается вместе свалом |
Через подшипник |
В середине подшипника |
На валу со стороны, противоположной зоне давления1 в подшипнике |
|
Постоянная или меняющаяся в пределах 180° |
Через вал |
Со стороны, противоположной направлению
нагрузки |
||
|
Подшипник |
Вращается вместе с подшипником |
В подшипнике в ненагруженной зоне |
||
Вал расположен
вертикально |
|||||
|
Вал |
Вращается вместе свалом |
Через подшипник |
Ближе к верхнему краю подшипника при подаче
масла без давления; в середине при подаче под давлением |
На валу со стороны, противоположной зоне давления
в подшипнике |
|
Постоянная или меняющаяся в пределах 180° |
Через вал |
В середине подшипника |
- |
|
|
Вращается вместе свалом |
||||
|
Подшипник |
Вращается вместе с подшипником |
Через вал |
В середине подшипника |
- |
1 При неопределенном направлении нагрузки канавку на валу не делают.
11.
Примеры рационального устройства продольных канавок
Эскиз |
Вращающаяся
деталь |
Расположение
вала |
Нагрузка |
Подвод масла |
Расположение
канавки |
|
Вал |
Горизонтальное |
Постоянная или меняющаяся в пределах 180° |
Через подшипник |
В подшипнике, в ненагруженной зоне, в месте
подвода масла |
|
Вал |
Горизонтальное |
Вращается вместе с валом |
Через вал |
На валу, со стороны, противоположной
направлению нагрузки |
|
Вертикальное |
Постоянная или меняющаяся в пределах 180° |
Через подшипник |
В подшипнике1
со стороны, противоположной зоне давления |
|
|
Подшипник |
Через вал |
На валу со стороны, противоположной зоне
давления в подшипнике |
1 Канавка с выходом к верхнему краю подшипника при подаче масла без
принудительного давления.
Рис. 5. Замкнутые
кривые канавки подшипника
Продольная несквозная закрытая канавка,
расположенная в ненагруженной части подшипника, способствует равномерному
распределению масла по трущимся поверхностям.
При подводе масла с торца подшипника канавку
делают сквозной только со стороны подачи масла.
При подводе же масла под давлением в середину
подшипника канавку делают закрытой с обоих концов.
Канавки в виде пересекающихся замкнутых кривых
(рис. 5) применяют для вращающихся валов при пластичной смазке, а в
подшипниках с вертикальным расположением вала - при жидкой смазке. Направление
вращения в этом случае не имеет значения. Масло подают через отверстие,
расположенное на пересечении двух кривых, а в вертикальных подшипниках -
сверху.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов