Справочные данные по деталям машин

 

 

Главная

 

Подшипники скольжения.

Приближенный расчет (проверка) радиального подшипника

 

Расчет производят по удельной нагрузке р в подшипнике и величине , в некоторой мере характеризующей износ последнего и нагрев.

Окружная скорость на шейке вала, м/с,

ν = πdn/ (1000·60),

 

где d - диаметр подшипника, мм; n - часто­та вращения шпинделя, мин-1.

Удельная нагрузка в подшипнике, МПа,

p = P/dl ≤ [p],

 

где d и l - диаметр и длина подшипника, мм; Р- сила, действующая на подшипник, Н. Величина ≤ [].

Для предварительного расчета подшип­ников, несущих при небольшой скорости умеренную нагрузку, можно допускаемые р и pv принимать по табл. 1.

Момент трения на шипе

Mт =0,5fPd = 0,5fpld2.

 

Потеря мощности на трение в подшип­нике и соответствующее тепловыделение (в Вт)

 

А = ω/1020 кВт ≈ fPν, Вт,

 

где Mτ - в Н·м; ω - в рад/с; Р - в Н; v - в м/с.

Коэффициенты трения f при слабой смазке для стали:

по серому чугуну и пластмассам 0,15-0,20

по антифрикционному чугуну, бронзе 0,10-0,15

по баббиту 0,06-0,10

по влажной резине 0,02-0,12

Для подшипников шпинделей, вращающих обрабатываемое изделие (напри­мер, токарных станков), расчетным случаем (при наибольших удельных нагрузках) обычно является обработка в патроне с предельными режимами, а для подшипника шпинделей тяжелых станков — обработка изделий максимальной массы.

Приведенные в табл. 2 величины уста­новлены практикой и в значительной мере условны. При высоких кромочных давле­ниях или недостаточной смазке указанные значения следует несколько снижать; при совершенной смазке и малых кромочных давлениях можно допускать более высокие значения [pv].

В современных станках окружные ско­рости на шейке вала доходят до 12м/с. Удельные нагрузки р в подшипниках валов и шпинделей станков, имеющих среднюю частоту вращения, обычно не превышают 3МПа, в подшипниках тихоходных валов при малых окружных скоростях (измеряе­мых долями м/с) удельные нагрузки иногда доходят до 10МПа.

 

1.    Допускаемые [р] и [pv] для предварительного расчета подшипников

 

Механизмы

Допускаемые

[p], МПа

[pv], МПа·м/с

Редукторы зубчатые и червячные

Транспортеры, шнеки, рольганги

Открытые тихоходные передачи

Приводы вращающихся печей, сушильных ба­рабанов и пр.

1-3

2-10

1-4

4-15

6-12

4-10

3-6

6-15

 

Температура подшипника зависит от ве­личины v2/Δ. При ее определении можно для упрощения расчета исходить из условия центрального расположения цапфы в под­шипнике. При таком предположении тем­пература подшипника (со смазкой без при­нудительного давления) может быть оцене­на по графику (рис. 1) в зависимости от величины v2/Δ, где Δ – диаметральный зазор в мм.

 

2.    Допустимые режимы работы подшипников

 

Материалы вкладыша

Гладко обработанная закаленная шейка вала

Незакаленная шейка вала

[pv], МПа·м/с

[v], м/с

[pv], МПа·м/с

[v], м/с

Бронза оловянная БрОФ10-1

10

8

6

5

Бронза БрОЦС5-7-12, БрОЦС6-6-3

8

6

5

4

Бронза БрАЖ9-4

7.5-15

5

Не рекомендуется

Бронза БрС30

10

10

То же

Цинковый сплав ЦАМ 10-5

9-10

2,5

4

2,5

Баббиты Б16, БН6

15

10

10

6

Антифрикционный чугун АЧС-1, АЧС-2

1,5-12

1-4

1

2,5

 

Описание: рисунок

 

Рис. 1. Коэффициент теплоотдачи К, отнесенный к единице площади проекции шейки вала; для подшипников, расположенных в коробках скоростей и обдуваемых, принято К = 837,3Вт/(м2·°С), для отдельно расположенных подшипников К = 293,1Вт/(м2·°С)

 

Для шпиндельных подшипников нор­мальной точности можно принимать Δ=0,015…0,020мм. Для подшипников пре­цизионных станков расчетные значения Δ несколько меньше.

Рабочая температура подшипников не должна превышать 75°С.

Для подшипников скольжения с прину­дительной подачей смазки (например, в шлифовальных станках) следует учитывать теплоотдачу в масло.

Конструктивные размеры бронзового или чугунного вкладыша (рис. 2) ориентировоч­но таковы:

 

H ≈ (1,1…1,3)S1 + 5мм; h ≈ 0,5H;

S1 ≈ 5ммдляd = 35 … 60мм;

S1 = 7,5мм для d = 65 … 110мм;

S1 = 10мм для d = 120 … 200мм.

 

Описание: рисунок

Рис. 2. Конструктивные размеры вкладыша

 

Целесообразно брать l/d≥ 1. В практике l/d = 0,5 … 1,5. С увеличением d отношение l/d уменьшается: чем длиннее цапфа, тем вероятнее неравномерность распределения нагрузки по ее длине и повышение мест­ного износа вкладыша в его краях. Под­шипник с l/d > 1 можно применять для увеличения жесткости валов, а также в опорах подшипников вертикальных валов, где обычно кромочные давления, вызывае­мые изгибом вала, менее опасны.

Ориентировочные значения l/d: в подъемных механизмах 1,2–2 , в металлорежу­щих станках 1,1–2, в редукторах 0,8–1,2.

Закрепление подшипниковых втулок винтами приведено в табл. 5. Применение закрепительных штифтов для втулок дано в табл. 10.


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru