Краткие
характеристики подшипников качения основных типов
Типы и конструктивные исполнения подшипников
установлены ГОСТ 3395-89.
Тип 0.
Шариковые радиальные однорядные подшипники основного конструктивного исполнения (обозначение 0000, рис. 13, а)
предназначены для восприятия радиальных и ограниченных осевых сил любого направления
являются одними из наиболее распространенных и
дешевых. Грузоподъемность их ниже, чем у роликоподшипников равных размеров.
Могут работать под воздействием только осевой силы при высокой частоте
вращения, т.е. в условиях, для которых упорные шариковые подшипники не
пригодны.
Обеспечивают осевое фиксирование вала в двух
направлениях. Не являясь самоустанавливающимися, допускают небольшие углы
взаимного перекоса внутреннего и наружного колец, значения которых зависят от
радиальных зазоров в подшипнике. При одинаковых габаритных размерах эти
подшипники работают с меньшими потерями на трение и при большей частоте
вращения вала, чем подшипники всех других конструкций.
Рис. 13.
Подшипники радиальные шариковые исполнений:
а - 0000 б -
50000; в - 60000; г - 80000; д - 160000; е - 180000 ж - 480000; з -
840000; и - 900000
Другие конструктивные исполнения:
- с канавкой по ГОСТ 2893 на наружном кольце
для установочного кольца (обозначение 50000, рис. 13, б); применение
установочного кольца упрощает осевое крепление подшипника в корпусе и позволяет
выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец
подшипников;
- с одной (60000, рис. 13, в) или с двумя
(80000, рис. 13, г) защитными шайбами, которые предохраняют
подшипники от утечки смазочного материала и проникновения пыли и грязи в полость
подшипника;
- с односторонним (160000, рис. 13, д) или с
двусторонним (180000, рис. 13, е) уплотнением из маслостойкой резины или
пластмассы; эффективность герметизации выше, чем у подшипников с
защитными шайбами;
- с двумя уплотнениями, широким внутренним
кольцом, сферической наружной поверхностью наружного кольца, установочным
винтом во внутреннем кольце (480000, рис. 13, ж); монтаж на валу удобен и
прост;
- с упорным бортом на наружном кольце
(840000, рис. 13, з); наличие упорного борта на наружном кольце позволяет выполнять
сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец; возможны
исполнения с одной (860000) и двумя (880000) защитными шайбами;
- с выступающим внутренним кольцом, канавкой
для комплектования шариками без сепаратора (900000, рис. 13, и); обладают
большей радиальной грузоподъемностью, чем подшипники основного
типа; наличие канавок не позволяет применять подшипники для
восприятия осевых сил; характеризуются повышенным моментом трения и,
следовательно, меньшей быстроходностью.
При проектировании следует ориентироваться
на применение в первую очередь шариковых радиальных однорядных подшипников,
отличающихся невысокой стоимостью, простотой монтажа и способностью
воспринимать комбинированные нагрузки.
Тип 1.
Шариковые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения
(обозначение 1000, рис. 14, а) предназначены для восприятия радиальных сил, но
могут воспринимать и ограниченные осевые силы любого направления. Наличие
осевой составляющей приводит к неравномерности в распределении сил между
рядами. Радиальная грузоподъемность ниже, чем у радиальных однорядных
шарикоподшипников.
Дорожка качения на наружном кольце подшипника
обработана по сфере. Поэтому подшипник способен самоустанавливаться и работать
при значительном перекосе внутреннего кольца (вала) относительно наружного
кольца (корпуса). Применяют в узлах с нежесткими валами и в конструкциях, в
которых не может быть обеспечена надлежащая соосность
отверстий в корпусах.
Другие конструктивные исполнения:
- на закрепительной втулке (11000, рис. 14,
б) допускают регулирование радиального зазора, можно устанавливать на гладких,
без бортов, валах;
- с коническим отверстием (111000, рис. 14, в);
допускают регулирование радиального зазора;
- с выступающим внутренним кольцом и двумя
защитными шайбами (971000, рис. 14, г).
Рис. 14.
Подшипники радиальные шариковые сферические исполнений:
а - 1000; б -
11000, в -111000; г – 971000
Тип 2.
Роликовые радиальные однорядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами основного конструктивного исполнения
- с бортами на внутреннем кольце и без бортов на наружном кольце (обозначение
2000, рис. 15, а) - могут воспринимать только радиальную силу. Роликоподшипники
отличаются большей грузоподъемностью, чем шарикоподшипники. Возможен
раздельный монтаж внутреннего (с комплектом роликов) и наружного колец.
Допускают осевое взаимное смещение колеи, поэтому возможно применение в
качестве плавающей опоры.
Другие конструктивные исполнения:
- с однобортовым
наружным кольцом (12000, рис. 15, б);
- без бортов на внутреннем кольце (32000,
рис. 15, в);
- с однобортовым
внутренним кольцом (42000, рис. 15, г);
- с однобортовым
внутренним и плоским упорным кольцом (92000, рис. 15, д);
- двухрядные с коническим отверстием с
бортами на внутреннем кольце (182000, рис. 15, е); оси роликов в одном ряду смещены
относительно осей роликов в другом ряду: допускают регулирование радиального
зазора - все это способствует созданию повышенной жесткости подшипников в радиальном
направлении.
Рис. 15.
Подшипники радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами
исполнений:
а - 2000; б -
12000; в - 32000; г - 42000; д - 92000; е – 182000
Подшипники, имеющие наружные и внутренние
кольца с бортами, в том числе приставными, кроме
радиальной могут воспринимать ограниченную одностороннюю или двустороннюю осевую
силу.
Роликовые радиальные подшипники предъявляют
высокие требования к соосности посадочных мест. Подшипники с модифицированным
контактом (ролики или дорожки качения делают с небольшой выпуклостью - бомбиной) допускают незначительные взаимные перекосы
колец. Двухрядные роликовые подшипники применяют в опорах шпинделей станков с
целью обеспечения высокой жесткости и точности вращения.
Тип 3.
Роликовые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения - с
бортиками на внутреннем кольце (обозначение 3000, рис, 16, а) - предназначены
для восприятия радиальной и осевых сил любого
направления; допускают значительный перекос внутреннего кольца (вала)
относительно наружного кольца (корпуса). Отличаются от шарикоподшипников
радиальных сферических двухрядных большей грузоподъемностью, значительно
меньшей быстроходностью, большей сложностью в изготовлении. Другие
конструктивные исполнения:
- с бортиками на внутреннем кольце с
закрепительной втулкой (13000, рис. 16, б);
- со стяжной втулкой (73000, рис. 16, в);
- с коническим отверстием конусностью 1:12
(113000, номинальный угол конуса 4°46'18,8") и 1:30 (4113000, номинальный
угол конуса 1°54'34,9"), рис. 16, г; наличие конического отверстия
облегчает монтаж и демонтаж.
Рис. 16.
Подшипники радиальные роликовые сферические исполнений:
а - 3000; б-
13000; в - 73000; г- 113000
Подшипники 13000, 73000, 113000 и 4113000
допускают регулирование радиального зазора.
Тип 4.
Роликовые радиальные игольчатые или роликовые радиальные подшипники с длинными цилиндрическими роликами основного
конструктивного исполнения - с наружным и внутренним кольцами без сепаратора
(обозначение 74000, рис. 17, а) - отличаются большой радиальной грузоподъемностью
при малых радиальных размерах. Осевые силы воспринимать не могут и осевое
положение вала не фиксируют.
Другие конструктивные исполнения:
- без внутреннего кольца и сепаратора (24000,
рис. 17, б);
- с наружным и внутренним кольцами с
сепаратором (244000, рис. 17, в);
- радиальные с игольчатыми
роликами и двойные упорные с короткими цилиндрическими роликами комбинированные
(РИК, рис. 17, г); предназначены для восприятия радиальных и двусторонних
осевых сил;
- радиально-упорные
игольчатые комбинированные (594000, рис. 17, д); направление воспринимаемых сил
- радиальное и осевое в одну сторону.
Большинство конструкций изготовляют без
сепараторов. Рекомендуются для применения в узлах, работающих с качательным движением вала или при невысоких частотах
вращения. Игольчатые подшипники с сепараторами могут работать при сравнительно
высоких частотах вращения. Весьма чувствительны к взаимным
перекосам колец. Подшипники с модификацией профиля допускают незначительные
взаимные перекосы колеи.
Область применения игольчатых подшипников
расширяется.
Рис. 17.
Подшипники радиальные роликовые игольчатые или роликовые с длинными цилиндрическими
роликами исполнений:
а - 74000; б -
24000; в - 244000; г - РИК; д – 594000
Тип 5.
Роликовые радиальные подшипники с
витыми роликами могут воспринимать только радиальные силы, не фиксируя вал в
осевом направлении. Пустотелые ролики, изготовленные из стальной ленты прямоугольного
сечения, характеризуются повышенной упругой податливостью. Подшипники имеют
увеличенный радиальный зазор, способны воспринимать ударные
нагрузки, мало чувствительны к загрязнению;
грузоподъемность примерно в 2 раза меньше, чем у подшипников со сплошными
цилиндрическими роликами. Применяют в неответственных узлах, подверженных
действию ударных нагрузок, не требующих высокой точности вращения и работающих
при невысоких частотах вращения. Неперспективны, их применение сокращается.
Тип 6.
Шариковые радиалъно-упорные однорядные подшипники (рис. 18, а). Основные конструктивные исполнения 36000, 46000 и 66000
различаются начальными углами контакта (а=12, 26 и 36° соответственно). Угол
контакта - угол между нормалью к площадке контакта и плоскостью вращения
подшипника. С ростом а осевая грузоподъемность растет,
а предельная частота вращения и допустимая радиальная нагрузка уменьшаются. В
настоящее время промышленность переходит на выпуск подшипников с углами контакта а=15, 25 и 40°. Подшипники предназначены для восприятия
радиальной и осевой силы только одного направления; работать под действием
только радиальной силы без осевой не могут.
Для восприятия осевых сил любого направления
и двусторонней фиксации вала эти подшипники устанавливают на валу попарно. При
сборке узла подшипники необходимо регулировать для получения примерно нулевого
зазора между шариками и желобами колец при установившемся тепловом режиме. В некоторых
машинах (например, в станках) путем регулирования парные подшипники собирают с
предварительным натягом, вследствие чего повышается жесткость опор и точность
вращения.
Чем меньше угол контакта, тем больше
радиальная, меньше осевая жесткость и грузоподъемность подшипников. С ростом
угла контакта снижается предельная быстроходность вследствие влияния гироскопического
эффекта.
Радиально-упорные подшипники отличаются от
радиальных большим числом шариков, которое удается разместить в подшипнике
вследствие наличия скоса на наружном кольце, поэтому их жесткость и грузоподъемность
выше.
Рис. 18.
Подшипники радиально-упорные шариковые исполнений:
а
- 36000; б - 6000; в - 36000К; г - 56000; д - 176000; е - 236000; ж - 336000; з
- 236000К; и - 336000К; к - 436000; л - 436000К
Другие конструктивные исполнения:
- разъемные со съемным наружным кольцом с
углом контакта а=12° (6000, рис. 18, б); допускают раздельный
монтаж наружного и внутреннего (с шариками) колец подшипников;
- неразъемные со скосом на внутреннем кольце
(36000К7, 36000К, 46000К, рис. 18, в); предназначены для работы с высокими
частотами вращения;
- двухрядные (56000, рис.
18, г); направление воспринимаемых сил - радиальное и осевое в обе стороны;
изготовлены с предварительным натягом; обеспечивают повышенную радиальную
жесткость опоры;
- однорядные с разъемным
внутренним кольцом с трехточечным (126000) и четырехточечным (176000)
контактом, рис. 18, д; профили дорожек качения образованы двумя дугами со
смещенными центрами; предназначены для восприятия значительных радиальных,
осевых в обе стороны, а также комбинированных нагрузок; четырехточечный
контакт при данном радиальном зазоре обусловливает наименьший
осевой зазор подшипника, обеспечивает точную осевую фиксацию валов;
- сдвоенные: наружные кольца обращены друг к
другу широкими торцами (236000, 246000, 266000), рис, 18, е; узкими торцами
(336000, 346000, 366000), рис. 18, ж; направление воспринимаемых сил -радиальное и осевое в обе стороны; комплекты подшипников
фиксируют вал и корпус в обоих осевых направлениях; подшипники по рис. 18, е
обеспечивают более жесткую фиксацию вала, чем подшипники по рис. 18, ж;
- сдвоенные: внутренние кольца обращены друг
к другу узкими торцами (236000К, рис. 18, з); широкими торцами (336000К, рис.
18, и); основное назначение всех перечисленных выше сдвоенных подшипников,
монтируемых с предварительным натягом, - жестко фиксировать вал в радиальном и
осевом направлениях;
- сдвоенные: наружные (436000, 446000,
466000, рис. 18, к) или внутренние (436000К, рис. 18, л) кольца обращены друг к
другу разноименными торцами; направление воспринимаемых нагрузок - радиальное
и осевое только в одну сторону; применяют в двух парах с противоположным
расположением или же в сочетании с третьим замыкающим подшипником; для особо
больших осевых нагрузок допускают комбинацию из трех и более подшипников по этому же принципу; для создания предварительного натяга
комплекта таких подшипников их замыкают другим подшипником с противоположной
стороны.
Сдвоенные подшипники специально комплектуют и
дорабатывают на заводе-изготовителе, регулирования не требуют, взаимозаменяемы
только полные комплекты.
Тип 7.
Роликовые радиально-упорные конические подшипники основного конструктивного исполнения повышенной грузоподъемности с
нормальным углом контакта 10-16° (7000, рис. 19, а) предназначены для
восприятия радиальной и осевой силы только одного направления. Отличаются от
шариковых радиально-упорных подшипников большей грузоподъемностью, меньшей предельной
частотой вращения, меньшей достижимой точностью вращения вала. В узлах с роликовыми
коническими подшипниками должна быть предусмотрена возможность регулирования
осевого зазора подшипников. Допускают раздельный монтаж наружного кольца и
внутреннего кольца с комплектом роликов.
Другие конструктивные исполнения:
- с большим углом контакта (27000А, а ≥
20°); способны воспринимать значительные осевые силы;
- с упорным бортом на наружном кольце
(67000, рис. 19, б); наличие борта на наружном кольце позволяет выполнять
сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
- двухрядные с
внутренним дистанционным кольцом (97000А, рис. 19, в);
- четырехрядные
(77000, рис. 19, г). Однорядные конические подшипники необходимо регулировать
при сборке, двухрядные и четырехрядные регулировать не требуется. Однорядные
подшипники должны для фиксирования вала устанавливаться парно, двух- и
четырехрядные подшипники фиксируют положение вала относительно корпуса в осевом
направлении в обе стороны.
Рис. 19.
Подшипники радиальио-упориые роликовые исполнений:
а - 7000; б -
67000; в - 97000А; г – 77000
Требуют строгой
соосности посадочных поверхностей вала и корпуса. Подшипники с модифицированным
контактом (особенно с модификацией контакта на рабочей поверхности наружного
кольца) допускают незначительные взаимные перекосы колец.
Тип 8.
Шариковые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника - одинарный
подшипник (8000, рис. 20, а). Предназначен для восприятия
только осевой силы одного направления. Подшипники лучше работают на
вертикальных валах. Очень чувствительны к точности монтажа.
Вследствие повышенного гироскопического эффекта применяют при значительно
меньших, чем другие шарикоподшипники, частотах вращения.
Другие конструктивные исполнения:
- одинарный со свободным самоустанавливающимся
и подкладным кольцами (18000, рис. 20, б); подкладное кольцо обеспечивает
компенсацию отклонения от параллельности опорных поверхностей корпуса и
заплечиков вала;
- двойной упорный подшипник с тремя кольцами
(38000, рис. 20, в); применяют для восприятия осевых сил в обоих направлениях.
Конструктивные исполнения упорно-радиальных
подшипников:
- одинарный (168000, рис. 20, г); применяют
для восприятия радиальной и осевой силы одного направления;
- сдвоенный с углом контакта 60°
(178000, рис. 20, д); направление воспринимаемых сил - осевое в
обе стороны и радиальное.
Упорно-радиальные подшипники применяют при
невысоких частотах вращения. Они менее чем шариковые упорные, чувствительны к
взаимному перекосу колец.
Рис. 20.
Подшипники упорные и упорно-радиальные шариковые исполнений:
а - 8000; б - 18000;
в - 38000, г - 168000; д – 178000
Тип 9.
Роликовые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника - одинарный
однорядный с цилиндрическими роликами (9000, рис. 21, а). Применяют для
восприятия только осевой силы одного направления, главным образом
на вертикальных валах, работающих с невысокими частотами вращения.
Характеризуется высокой
грузоподъемностью, очень чувствителен к
перекосам колец.
Другие конструктивные исполнения:
- конические одинарные (19000, рис. 21, б);
вершины конусов роликов пересекаются в одной точке на оси подшипника;
- с цилиндрическими роликами одинарные двухрядные (889000, рис. 21, в).
Рис. 21. Подшипники
упорные и упорно-радиальные роликовые исполнений:
а - 9000; б -
19000; в - 889000; г – 39000
Основное конструктивное исполнение
упорно-радиального подшипника - сферический одинарный с бочкообразными роликами
(39000, рис. 21, г); направление воспринимаемых сил - осевое и радиальное.
Условия контакта допускают более высокие скорости вращения по сравнению с шариковыми
упорными подшипниками. Допускают значительный взаимный перекос колец.
Общие технические условия на подшипники
качения установлены ГОСТ 520-89 и распространяются на шариковые и роликовые
подшипники качения с отверстием диаметром от 0,6 до 2000мм.
Шарики должны
соответствовать требованиям ГОСТ 3722, ролики игольчатые - ГОСТ 6870, ролики
цилиндрические короткие с прямолинейной образующей - ГОСТ 22696, ролики
цилиндрические длинные с прямолинейной образующей - ГОСТ 25255, ролики со
скосами на краях, ролики конические с прямолинейной образующей, ролики с
выпуклой образующей всех типов (бомбиной,
модифицированным контактом, бочкообразные) - по технической документации,
утвержденной в установленном порядке.
Специальные требования, отличающиеся от
требований ГОСТ 520-89 и дополняющие их, к подшипникам для отдельных отраслей
(авиации, железнодорожного транспорта, автомобилестроения, станкостроения,
приборостроения и др.), устанавливают в технических условиях на соответствующие
подшипники.
Закрепительные и стяжные втулки должны
соответствовать ГОСТ 13014, ГОСТ 24208 и ГОСТ 25455, стопорные шайбы, скобы и
гайки - ГОСТ 8530.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов