Формулы
для расчета базовой динамической радиальной Сr (осевой Сa)
грузоподъемности подшипников качения
Базовая динамическая расчетная
грузоподъемность в Н:
шариковых
подшипников:
- радиальных и радиально-упорных при Dw<25,4мм
(8)
при
(9)
где i - число рядов тел качения в подшипнике;
bm - коэффициент, характеризующий свойства
стали с учетом способа ее обработки; значение коэффициента зависит от типа и
конструкции подшипника; bm = 1 для вкладышных подшипников; bm
=1,1 для подшипников с канавкой для ввода шариков; bm
= 1,3 для всех остальных подшипников; значения fс
приведены в табл. 60.
Формулы для вычисления Сr применимы к подшипникам с радиусом
желоба дорожки качения, не превышающим 0,52Dw на внутренних и 0,53Dw
на наружных кольцах радиальных и радиально-упорных подшипников и 0,53Dw
на внутренних кольцах шариковых самоустанавливающихся подшипников.
Dw - диаметр шарика, мм;
Z - число шариков или роликов в однорядном
подшипнике; число тел качения в одном ряду многорядного подшипника при
одинаковом числе их в каждом ряду;
- упорных и упорно-радиальных однорядных
одинарных или двойных:
при Dw≤25,4мм и a=90°
(10)
при
(11)
при
(12)
при
(13)
где Z - число шариков, воспринимающих
нагрузку в одном направлении; bm=1,3
(значения fс приведены в табл. 61 и применимы к
подшипникам с радиусом желоба не более 0,54Dw. Грузоподъемность подшипника
не всегда увеличивается при применении меньшего радиуса желоба, но уменьшается
при применении большего радиуса желоба). В случае, когда все шарики,
передающие нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же
поверхностью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники
рассматривают как одинарные. Если осевая нагрузка передается в обоих
направлениях, то такие подшипники рассматривают как двойные.
- упорных и упорно-радиальных с двумя или
более рядами одинаковых шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении:
(14)
где грузоподъемности Са1, Ca2,
..., Can для рядов с числами шариков Z1,
Z2, .,., Zn вычисляют по
формулам для однорядных подшипников;
роликовых
подшипников:
- радиальных и радиально-упорных
(15)
где bm=1,0
для игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом; bm=1,1 для роликовых цилиндрических, конических и
игольчатых с кольцами, подвергнутыми обработке резанием: bm=1,15
для роликовых сферических; fс - см. табл. 62;
- упорных и упорно-радиальных однорядных
одинарных или двойных
при a ≠ 90°
(16)
при
,
(17)
где Z - число роликов, передающих нагрузку в одном направлении (если
несколько роликов по одну сторону оси подшипнику; устанавливают так, что их оси
совпадают, то эти ролики рассматривают как один ролик с длиной Lwe, равной сумме длин нескольких роликов); bm = 1,0 для
роликовых цилиндрических и игольчатых; bm
= 1,1 для конических роликовых; bm = 1,15
для роликовых сферических; значения fс приведены в табл. 63.
- упорных и упорно-радиальных
подшипников с двумя или более рядами роликов, воспринимающими нагрузку в одном
направлении:
(18)
где грузоподъемности Са1, Ca2,
..., Саn для рядов с количеством роликов Z1,
Z2, ... , Zn, имеющих длины Lwe1,
Lwe2, ..., Lwen, вычисляют по
формулам для однорядных подшипников (ролики и/или часть общего числа роликов,
контактирующие с одной и той же поверхностью дорожки качения упорного кольца,
считают принадлежащими к одному ряду). В случае, когда все ролики, передающие
нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же поверхностью
дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники рассматривают
как одинарные. Если осевая нагрузка передается в обоих направлениях, то такие
подшипники рассматривают как двойные.
Значения коэффициентов bm
и fс, приведенные
для роликовых подшипников, являются максимальными, применимыми только к роликовым
подшипникам, у которых под действием нагрузки напряжения распределены
равномерно вдоль площадки контакта в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта
ролика с дорожкой качения. Значения fc,
меньшие указанных, рекомендуют в том случае, если под
воздействием нагрузки в какой-то части площадки контакта ролика с дорожкой
качения имеется резко выраженная концентрация напряжения. Такие явления имеют
место в центре площадки контакта при номинальном точечном контакте или на краях
площадки при линейном контакте, а также в тех случаях, когда ролики не имеют
точного позиционирования или длина роликов более чем в 2,5 раза превышает их
диаметр.
Меньшие значения fс следует использовать также
применительно к роликовым упорным подшипникам, у которых геометрические особенности
обусловливают повышенное скольжение на поверхностях контакта роликов с
дорожками качения (например, у упорных подшипников с цилиндрическими роликами,
имеющими длину, значительно превышающую диаметр).
60.
Значения fc для шариковых радиальных и
радиально-упорных подшипников
Dwcosa/Dpw |
Шариковые
подшипники |
|||
однорядные
радиальные; однорядные и двухрядные радиально-упорные |
двухрядные радиальные |
однорядные и
двухрядные самоустанавливающиеся |
однорядные радиальные
разъемные (магнетные) |
|
0,01 |
29,1 |
27,5 |
9,9 |
9,4 |
0,02 |
35,8 |
33,9 |
12,4 |
11,7 |
0,03 |
40,3 |
38,2 |
14,3 |
13,4 |
0,04 |
43,8 |
41,5 |
15,9 |
14,9 |
0,05 |
46,7 |
44,2 |
17,3 |
16,2 |
0,06 |
49,1 |
46,5 |
18,6 |
17,4 |
0,07 |
51,1 |
48,4 |
19,9 |
18,5 |
0,08 |
52,8 |
50,0 |
21,1 |
19,5 |
0,09 |
54,3 |
51,4 |
22,3 |
20,6 |
0,10 |
55,5 |
52,6 |
23,4 |
21,5 |
0,11 |
56,6 |
53,6 |
24,5 |
22,5 |
0,12 |
57,5 |
54,5 |
25,6 |
23,4 |
0,13 |
58,2 |
55,2 |
26,6 |
24,4 |
0,14 |
58,8 |
55,7 |
27,7 |
25,3 |
0,15 |
59,3 |
56,1 |
28,7 |
26,2 |
0,16 |
59,6 |
56,5 |
29,7 |
27,1 |
0,17 |
59,8 |
56,7 |
30,7 |
27,9 |
0,18 |
59,9 |
56,8 |
31,7 |
28,8 |
0,19 |
60,0 |
56,8 |
32,6 |
29,7 |
0,20 |
59,9 |
56,8 |
33,5 |
30,5 |
0,21 |
59,8 |
56,6 |
34,4 |
31,3 |
0,22 |
59,6 |
56,5 |
35,2 |
32,1 |
0,23 |
59,3 |
56,2 |
36,1 |
32,9 |
0,24 |
59,0 |
55,9 |
36,8 |
33,7 |
0,25 |
58.6 |
55,5 |
37,5 |
34,5 |
0,26 |
58,2 |
55,1 |
38,2 |
35,2 |
0,27 |
57,7 |
54,6 |
38,8 |
35,9 |
0,28 |
57,1 |
54,1 |
39,4 |
36,6 |
0,29 |
56,6 |
53,6 |
39,9 |
37,2 |
0,30 |
56,0 |
53,0 |
40,3 |
37,8 |
0,31 |
55,3 |
52,4 |
40,6 |
38,4 |
0,32 |
54,6 |
51,8 |
40,9 |
38,9 |
0,33 |
53,9 |
51Д |
41,1 |
39,4 |
0,34 |
53,2 |
50,4 |
41,2 |
39,8 |
0,35 |
52,4 |
49,7 |
41,3 |
40,1 |
0,36 |
51,7 |
48,9 |
41,3 |
40,4 |
0,37 |
50,9 |
48,2 |
41,2 |
40,7 |
0,38 |
50,0 |
47,4 |
41,0 |
40,8 |
0,39 |
49,2 |
46,6 |
40,7 |
40,9 |
0,40 |
48,4 |
45,8 |
40,4 |
40,9 |
Примечание. Коэффициент fс для промежуточных значений Dwcosa/Dpw получают
линейным интерполированием.
61.
Значения fc для шариковых
упорных и упорно-радиальных подшипников
Для
упорных подшипников |
Для
упорно-радиальных подшипников |
||||
Dw/Dpv |
fс при а=90° |
Dwcosa/Dpw |
fс
при |
||
а=45° |
а=60° |
а=75° |
|||
0,01 |
36,7 |
0,01 |
42,1 |
39,2 |
37,3 |
0,02 |
45,2 |
0,02 |
51,7 |
48,1 |
45,9 |
0,03 |
51,1 |
0,03 |
58,2 |
54,2 |
51,7 |
0,04 |
55,7 |
0,04 |
63,3 |
58,9 |
56,1 |
0,05 |
59,5 |
0,05 |
67,3 |
62,6 |
59,7 |
0,06 |
62,9 |
0,06 |
70,7 |
65,8 |
62,7 |
0,07 |
65,8 |
0,07 |
73,5 |
68,4 |
65,2 |
0,08 |
68,5 |
0,08 |
75,9 |
70,7 |
67,3 |
0,09 |
71,0 |
0,09 |
78,0 |
72,6 |
69,2 |
0,10 |
73,3 |
0,10 |
79,7 |
74,2 |
70,7 |
0,11 |
75,4 |
0,11 |
81,1 |
75,5 |
- |
0,12 |
77,4 |
0,12 |
82 3 |
76,6 |
- |
0,13 |
79,3 |
0,13 |
83,3 |
77,5 |
- |
0,14 |
81,1 |
0,14 |
84,1 |
78,3 |
- |
0,15 |
82,7 |
0,15 |
84,7 |
78,8 |
- |
0,16 |
84,4 |
0,16 |
85,1 |
79,2 |
- |
0,17 |
85,9 |
0,17 |
85.4 |
79,5 |
- |
0,18 |
87,4 |
0,18 |
85,5 |
79,6 |
- |
0,19 |
88,8 |
0,19 |
85,5 |
79,6 |
- |
0,20 |
90,2 |
0,20 |
85,4 |
79,5 |
- |
0,21 |
91,5 |
0,21 |
85,2 |
- |
- |
0,22 |
92,8 |
0,22 |
84,9 |
- |
- |
0,23 |
94,4 |
0,23 |
84,5 |
- |
- |
0,24 |
95,3 |
0,24 |
84,0 |
- |
- |
0,25 |
96,4 |
0,25 |
83,4 |
- |
- |
0,26 |
97,6 |
0,26 |
82,8 |
- |
- |
0,27 |
98,7 |
0,27 |
82,0 |
- |
- |
0,28 |
99,8 |
0,28 |
81,3 |
- |
- |
0,29 |
100,8 |
0,29 |
80,4 |
- |
- |
0,30 |
101,9 |
0,30 |
79,6 |
- |
- |
0,31 |
102,9 |
- |
- |
- |
- |
0,32 |
103,9 |
- |
- |
- |
- |
0,33 |
104,8 |
- |
- |
- |
- |
0,34 |
105,8 |
- |
- |
- |
- |
0,35 |
106,7 |
- |
- |
- |
- |
Примечания:
1. Значения fс при Dw/Dpw или Dwcosa/Dpw и/или углах контакта а, не указанных в
таблице, определяют линейным интерполированием.
2. В упорно-радиальных подшипниках
а>45°. Значения при а=45° даны для обеспечения интерполирования значений fс в диапазоне углов а контакта 45...60°
62.
Максимальные значения fc для роликовых радиальных и
радиально-упорных подшипников
Dwecosa/Dpw |
fс |
Dwecosa/Dpw |
fc |
0,01 |
52,1 |
0,16 |
88,5 |
0,02 |
60,8 |
0,17 |
88,7 |
0,03 |
66,5 |
0,18 |
88,8 |
0,04 |
70,7 |
0,19 |
88,8 |
0,05 |
74,1 |
0,20 |
88,7 |
0,06 |
76,9 |
0,21 |
88,5 |
0,07 |
79,2 |
0,22 |
88,2 |
0,08 |
81,2 |
0,23 |
87,9 |
0,09 |
82,8 |
0,24 |
87,5 |
0.10 |
84,2 |
0,25 |
87,0 |
0,11 |
85,4 |
0,26 |
86,4 |
0,12 |
86,4 |
0,27 |
85,8 |
0,13 |
87,1 |
0,28 |
85,2 |
0,14 |
87,7 |
0,29 |
84,5 |
0,15 |
88,2 |
0,30 |
83,8 |
Примечание. Значения fс для отношений Dwecosa/Dpw , не приведенных в таблице, определяют линейным
интерполированием.
63.
Максимальные значения fс для
роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников
Для упорных
подшипников |
Для
упорно-радиальных подшипников |
||||
Dwе/Dpv |
fс при a=90° |
Dwecosa/Dpw |
fс при |
||
a=50° |
a=65° |
a=80° |
|||
0,01 |
105,4 |
0,01 |
109,7 |
107,1 |
105,6 |
0,02 |
122,9 |
0,02 |
127,8 |
124,7 |
123,0 |
0,03 |
134,5 |
0,03 |
139,5 |
136,2 |
134,3 |
0,04 |
143,4 |
0,04 |
148,3 |
144,7 |
142,8 |
0,05 |
150,7 |
0,05 |
155,2 |
151,5 |
149,4 |
0,06 |
156,9 |
0,06 |
160,9 |
157,0 |
154,9 |
0,07 |
162,4 |
0,07 |
165,6 |
161,6 |
159,4 |
0,08 |
167,2 |
0,08 |
169,5 |
165,5 |
163,2 |
0,09 |
171,7 |
0,09 |
172,8 |
168,7 |
166,4 |
0.10 |
175,7 |
0.10 |
174,5 |
171,4 |
169,0 |
0,11 |
179,5 |
0,11 |
177,8 |
173,6 |
171,2 |
0,12 |
183,0 |
0,12 |
179,7 |
175,4 |
173,0 |
0,13 |
186,3 |
0,13 |
181,1 |
176,8 |
174.4 |
0,14 |
189,4 |
0,14 |
182,3 |
177,9 |
175,5 |
0,15 |
192,3 |
0,15 |
183,1 |
178,8 |
176,3 |
0,16 |
195,1 |
0,16 |
183,7 |
179,3 |
- |
0,17 |
197,7 |
0,17 |
184,0 |
179,6 |
- |
0,18 |
200,3 |
0,18 |
184,1 |
179,7 |
- |
0,19 |
207,7 |
0,19 |
184,0 |
179,6 |
- |
0,20 |
205,0 |
0,20 |
183,7 |
179,3 |
- |
0,21 |
207,2 |
0,21 |
183,2 |
- |
- |
0,22 |
209,4 |
0,22 |
182,6 |
- |
- |
0,23 |
211,5 |
0,23 |
181,8 |
- |
- |
0,24 |
213,5 |
0,24 |
180,9 |
- |
- |
0,25 |
215,4 |
0,25 |
179,8 |
- |
- |
0,26 |
217,3 |
0,26 |
178,7 |
- |
- |
0,27 |
219,1 |
- |
- |
- |
- |
0,28 |
220,9 |
- |
- |
- |
- |
0,29 |
222,7 |
- |
- |
- |
- |
0,30 |
224,3 |
- |
- |
- |
- |
Примечания:
1. Коэффициент fc
для промежуточных значений Dwe/Dpw или Dwecosa/Dpw определяют линейным интерполированием.
2. Значения fс при a=50° применимы для углов контакта
45°<a<60°.
3. Значения fс при a=65° применимы для
углов контакта 60°<a<75°.
4. Значения fс при a=80° применимы для
углов контакта 75°<a<90°.
Комплекты подшипников. При расчете базовой
динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых
радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном и том же валу,
эту пару подшипников рассматривают как один двухрядный радиальный подшипник.
При расчете базовой
динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых и
роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном
и том же валу (парный монтаж) по схеме "широкий торец к широкому" или
"узкий торец к узкому" так, что они работают как один узел, эту пару
рассматривают как один двухрядный радиально-упорный подшипник. Если подшипниковый узел составляют два самостоятельных
подшипника, которые заменяют независимо друг от друга, то приведенное
указание к ним не применимо.
Базовую динамическую
радиальную грузоподъемность для двух или более одинаковых шариковых и роликовых
радиально-упорных однорядных подшипников, роликовых упорных одинарных
подшипников, точно изготовленных и смонтированных рядом на одном и том же валу
(парный или комплектный монтаж) по схеме "тандем" (последовательно)
так, что они работают как один узел, определяют умножением числа подшипников в
степени 0,7 (для шариковых) или 7/9 (для роликовых) на базовую динамическую грузоподъемность одного
подшипника. Приведенное указание не применимо в случае, когда подшипниковый
узел составляют подшипники, которые заменяют независимо друг от друга.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов