Смазывание
подшипников качения
Смазочный материал в подшипниках качения
применяют в целях снижения трения скольжения и изнашивания в контакте тел
качения с кольцами, сепаратором и сепаратора с направляющими бортиками колец.
Он предохраняет тела качения, кольца и сепаратор от непосредственного контакта
и коррозии, обеспечивает отвод теплоты.
Смазывание подшипников выполняют с помощью
пластичных смазочных материалов и жидких масел. В некоторых случаях используют
твердые смазочные материалы.
Выбор вида смазочного материала зависит от
условий эксплуатации и главным образом от температуры подшипника, частоты
вращения, действующих нагрузок, конструкции подшипника и подшипникового узла.
При этом должны быть учтены специальные требования к моменту трения, сроку
службы смазочного материала.
Для смазывания подшипников качения,
работающих в обычных условиях, преимущественно применяют пластичные смазочные
материалы, которые по сравнению с маслами обладают следующими достоинствами:
не требуют сложных уплотнительных Устройств, имеют более высокие свойства «Щиты
от коррозии, более экономичны.
Однако применение жидких смазочных материалов
позволяет снизить момент трения, увеличить предельную частоту вращения в
1,2-1,5 раза. С их помощью происходит отвод теплоты и удаление продуктов
износа. В узлах с упорно-радиальными роликовыми подшипниками предпочтительно
применение жидких смазочных материалов.
Для подшипников работающих в условиях, при
которых жидкие и пластичные смазочные материалы неприменимы (например
вакуум, высокие и низкие температуры, агрессивные среды, радиоактивное
излучение, оборудование пищевой и текстильной промышленности, оптические
системы), используют твердые смазочные материалы.
Пластичные смазочные материалы состоят в
основном из жидкой основы, загустителя и присадок, улучшающих эксплуатационные
характеристики. Загуститель, на долю которого приходится 8-25% всей массы
смазочного материала, образует трехмерный каркас, в ячейках которого удерживается
масло. Поэтому при небольших нагрузках пластичный смазочный материал ведет себя
как твердое тело: не растекается под действием собственных сил тяжести,
удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях. Природа и свойства загустителя
оказывают большое влияние на эксплуатационные свойства смазочного материала.
Для подшипников применяют смазочные
материалы на кальциевом, натриевом и литиевом загустителях. В качестве дисперсионной
среды применяют минеральные и синтетические масла, а также их смеси.
Наиболее употребительные пластичные смазочные
материалы и их основные эксплуатационные характеристики приведены в табл. 92,
93. Действующая на подшипник нагрузка и химическое старение ограничивают срок
службы пластичных смазочных материалов.
Различают смазывание с постоянным количеством
смазочного материала, рассчитанным на весь срок службы подшипника, и с
периодическим добавлением и сменой смазочного материала. В первом случае срок
службы смазочного материала равен или больше срока службы подшипников или цикла
ремонта машин с вмонтированными в них подшипниками. К этому виду смазывания относятся
закрытые подшипники, заполненные смазочным материалом при изготовлении. В
подшипниках закрытого типа в основном используют смазочные материалы:
ЦИАТИМ-201, Литол-24, ЛЗ-31, ОКБ-122-7, ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207. Эти же сорта
могут быть рекомендованы для обычных подшипников.
В процессе эксплуатации подшипника запас
пластичного смазочного материала при необходимости пополняют или заменяют.
Время работы подшипника на одной закладке смазочного материала может изменяться
в широком диапазоне.
Периодичность замены смазочного материала
определяется в основном частотой вращения подшипника, его габаритами,
конструкцией, сортом смазочного материала, эффективностью уплотнений.
92.
Характеристики пластичных смазочных материалов общего назначения для подшипников
качения
Смазочный материал |
Динамическая
вязкость, Па·с, при t, °С |
Предел
прочности, Па, при t, °С |
Рабочая температура, °С |
Заменители |
||
-15 |
0 |
50 |
80 |
|||
Для нормальных
температур (гидратированные кальциевые солидолы) |
||||||
Солидолы синтетические: |
||||||
пресс-солидол С |
250÷600 |
≤100 |
≥100 |
- |
-40÷50 |
Солидол УС-1 |
солидол С |
300÷1000 |
≤200 |
≥200 |
- |
-30÷70 |
Солидол УС-2, пресс солидол Сп |
Солидолы жировые: |
||||||
пресс-солидол УС-1 |
150÷350 |
≤100 |
≥100 |
- |
-40÷50 |
Пресс-солидол С |
солидол УС-2 |
300÷600 |
≤250 |
≥200 |
- |
-30÷70 |
Солидол С |
Для повышенных
температур (натриевые и натриево-кальцевые) |
||||||
Консталины жировые: |
||||||
консталин УТ-1 |
800÷1200 |
250÷500 |
300÷600 |
150÷300 |
-20÷120 |
Автомобильный |
консталин УТ-2 |
800÷1500 |
250÷500 |
1600 |
800 |
-20÷120 |
Автомобильный |
Автомобильный |
500÷700 |
200 |
≥180 |
100÷250 |
-20÷100 |
Консталин УТ-1 |
Для повышенных
температур (литиевые) |
||||||
ВНИИНП-242 |
400÷1000 |
≤500 |
450÷650 |
≥100 |
-40÷110 |
Литол-24, -ЭШ-176 |
ЭШ-176 |
1200÷1700 |
500÷800 |
≤250 |
150÷400 |
-25÷110 |
Литол-24, ВНИИНП-242 |
93.
Характеристики разных пластичных смазочных материалов для подшипников качения
Смазочный материал |
Динамическая
вязкость, Па·с, при t, °С |
Предел
прочности, Па, при t, °C |
Рабочая температура,
°С |
Заменитель |
||
-15 |
0 |
50 |
80 |
|||
Многоцелевые |
||||||
Литол-24 |
800÷1500 (при 30°С) |
80÷120 (при 20°С) |
400÷600 |
≥150 |
-40÷130 |
Фиол-3 |
Фиол-1 |
230÷600 (при -20°С) |
50÷100 (при 20°С) |
200÷250 |
≥100 |
-40÷120 |
Фкол-2, Литол-24 |
Фиол-2 |
400÷800 (при -20°С) |
80÷120 (при 20°С) |
200÷250 |
≥120 |
-40÷120 |
Фиол-3, Литол-24 |
фиол-3 |
800÷1500 (при -30°С) |
100÷150 (при 20°С) |
400÷600 |
≥200 |
-40÷130 |
Литол-24, Фиол-2 |
фиол-2м |
420÷800 (при -20°С) |
80÷120 (при 20°С) |
300÷450 |
≥100 |
-40÷120 |
Литол-24 (с 2% MoS2) |
Высокотемпературные |
||||||
Униол-1 |
1000÷2000 (при -30°С) |
15÷30 (при 80°С) |
250÷600 |
150÷400 |
-30÷150 (кратковременно до 180) |
Литол-24 (до 130°С) |
ЦИАТИМ-221 |
≤800 (при -50°С) |
10÷30 (при 80°С) |
≥120 |
100÷150 |
-60÷160 (кратковременно до 180) |
ВНИИНП-207 |
ВНИИНП-257 |
200 (при -50°С) |
29 (при 20°С) |
80÷100 (при 20°С) |
≥80 (при 50ºС) |
-60÷150 |
ВНИИНП-274 |
ВНИИНП-274. |
290 (при -50°С) |
30÷60 (при 20°С) |
200÷350 (при 20°С) |
≥110 (при 50°С) |
-80÷130 |
ВНИИНП-257 |
Гироскопические |
||||||
ВНИИНП-228 |
3000 (при -50°С) |
15÷25 (при 20°С) |
50÷150 (при 20°С) |
50÷150 (при 50°С |
-45÷150 |
- |
ВНИИНП-260 |
4000 (при -30°С) |
20÷40 (при 20°С) |
110÷170 (при 20°С) |
50÷180 (при 50°С |
-20÷180 |
- |
Индустриальные |
||||||
Сиол |
200 (при -20°С) |
- |
140÷180 |
- |
-30÷130 |
ЦИАТИМ-20 |
Железнодорожные |
||||||
Железнодорожный ЛЗ-ЦНИИ |
1100 (при -30ºС) |
10÷20 (при 80°С) |
≥200 |
200÷300 |
-40÷110 |
ЖРО |
роликовых подшипников ЖРО |
2000 (при -30 °С) |
60÷80 (при 80°С) |
≥300 |
150÷250 |
-50÷120 |
Литол-24 |
Специализированные
автомобильные |
||||||
ЛЗ-31 |
500 (при -15°С) |
75 (при 80°С) |
300÷400 |
250÷350 |
-40÷130 |
- |
№158 |
1000 (при -15°С) |
30 (при 80°С) |
>120 |
50÷100 |
-30÷100 |
Литол-24 |
ВНИИНП-207 |
≤1400 (при -30°С) |
55 (при 50°С) |
200÷250 |
70÷110 |
-60÷180 (кратковременно до 200) |
ЦИАТИМ-221 |
ВНИИНП-231 |
≤550 (при -40°С) |
10÷50 (при 80°С) |
250÷400 |
>100 |
-60÷250 (кратковременно до 300) |
- |
ВНИИНП-246 |
≤500(при -40°С) |
95 (при 50°С) |
250÷500 |
70÷250 |
-60÷200 (кратковременно до 250) |
- |
Специализированные
автомобильные |
||||||
ПФМС-46 |
1000÷1500 |
10÷30 (при 80°С) |
100÷150 |
80÷150 |
-30÷300 (кратковременно до 400) |
ВНИИНП-2 |
Графитол |
250÷600 (при 0°С) |
35 (при 80°С) |
200÷500 |
200÷600 |
-15÷160 |
- |
Силикон |
≤550 (при 0°С) |
67,5 (при 80°С) |
≥500 |
300÷500 |
-40÷160 |
- |
Низкотемпературные |
||||||
ЦИАТИМ-201 |
2500÷3500 (при -60°С) |
80÷170 (при 0°С) |
250÷500 |
130÷250 |
-60÷90 |
ЦИАТИМ-2 |
ЦИАТИМ-203 |
2000÷4000 (при -50°С) |
100÷300 (при 0°С) |
≥250 |
150÷300 |
-50÷100 |
ЦИАТИМ-2 |
МС-70 |
2500÷5000 |
≤230 |
100÷300 |
≤50 |
-50÷65 |
ЦИАТИМ-2 |
Для
электромеханических приборов |
||||||
ОКБ-122-7 |
≤1800 (при - 30°С) |
190 (при 20°С) |
1000÷1500 (при 20°С) |
≥150 (при 50°С) |
-40÷120 |
ЦИАТИМ-2 |
ЦИАТИМ-202 |
≤1500 (при -30°С) |
50÷80 (при 20°С) |
200÷300 (при 20°С) |
≥120 (при 50°С) |
-40÷120 |
ОКБ-122-7 |
Приближенно период tд, ч, между добавлением смазочного
материала можно определить по формуле
где n - частота вращения, об/мин; d - диаметр отверстия подшипника, мм; К, С - коэффициенты, зависящие от конструкции подшипника
(табл. 94).
Количество смазочного материала в подшипнике
определяется конструкцией подшипника и частотой его вращения. Для медленно
вращающихся подшипников (отношение рабочей частоты вращения предельной n/nпр<0,2) допустимо
полное заполнение смазочным материалом подшипника и свободного пространства в
корпуса. При более высокой частоте вращения (n/nпр=0,2...0,8) свободное пространство в
корпусе должно быть заполнено на 50-25%, а при n/nпр>0,8
- не заполнено, заполняется только подшипник.
При прочих равных условиях стойкости
смазочного материала в цилиндрических роликоподшипниках в 2 раза ниже, чем в
шарикоподшипниках, а в конических и сферических роликовых - в 10 раз.
94.
Значения коэффициентов К и С
Тип подшипника |
К |
С |
Радиальные шариковые и роликовые особо легких и
легких серий диаметров Радиально-упорные шариковые легких серий диаметров и радиальные
шариковые и роликовые средних серий диаметров Радиально-упорные шариковые средних серий диаметров,
радиальные шариковые и роликовые тяжелых серий диаметров |
75 64 53 |
18 |
Двухрядные сферические роликовые и
радиально-упорные конические роликовые легкой серии диаметров Радиально-упорные конические роликовые средней
серии диаметров Двухрядные сферические роликовые средней
серии диаметров и радиально-упорные конические роликовые тяжелой серии диаметров |
21 19 16 |
7 |
В качестве жидкого смазочного материала для
подшипников в большинстве случаев используют очищенные минеральные (нефтяные)
масла.
Жидкие синтетические масла (диэфирные, полиалкиленгликолевые, фтористо-углеродные,
силиконовые) по сравнению с минеральными, имеют лучшие
показатели по стабильности, вязкости и температуре застывания. Их применяют при
крайне высоких или низких температурах и высоких частотах вращения.
Силиконовые масла используют при незначительных
нагрузках, С/Р>40. Основным недостатком
синтетических смазочных материалов является более низкая стойкость при высоком
давлении и более высокая стоимость.
В табл. 95 приведены основные эксплуатационные
характеристики масел, применяемых для смазывания подшипников качения.
При выборе отдают предпочтение маслу,
применяемому в сопряженных узлах (подшипники и зубчатые колеса смазывают обычно
из общей масляной ванны). Применение масел с большей вязкостью целесообразно
при больших нагрузках и малых скоростях.
При выборе масла необходимо учитывать размеры
подшипника, действующую на него нагрузку и частоту вращения, а также его
рабочую температуру. Рабочей температурой считается температура, которую можно
измерить при работе узла на неподвижном кольце подшипника.
Для средних и крупных шарико- и роликоподшипников
(кроме роликовых сферических, упорных и конических) при нормальных атмосферном
давлении и температуре, невысоких нагрузках (С/Р>10) и отношении рабочей
частоты вращения к предельной n/nпр <
0,67 используют смазочное масло с рабочей кинематической вязкостью менее 12 мм2/с.
Для быстроходных и малонагруженных
подшипников допустимо применение масел меньшей вязкости. При этом предпочтительно
применять масла с присадками, защищающими подшипники от коррозии и старения.
Для подшипников, работающих при высоких
нагрузках (С/Р<10), целесообразно применять противозадирные
присадки. При смазывании масляным туманом используемое масло должно обеспечивать
хорошее образование тумана и стойкость к окислению.
Для выбора масла в соответствии с требованиями
условий эксплуатации целесообразно пользоваться номограммами (рис. 40 и 41).
По среднему диаметру dm, мм, подшипника и
частоте вращения n, об/мин, определяют требуемую вязкость v1 мм2/с,
масла при рабочей температуре t (рис. 40), а затем - первоначальную v при
обычно принятой при определении вязкости масла температуре 40°С
(рис. 41).
Пример. Определить вязкость масла для смазывания
подшипника со средним диаметром dm =
380мм при частоте вращения n = 500об/мин и рабочей температуре узла t = 70°С.
Решение. По номограмме рис. 40 определяем,
что при dm = 380мм и n= 500об/мин вязкость
v1 масла при рабочей температуре узла должна быть не ниже13мм2/с.
По номограмме рис. 41 находим, что при рабочей температуре t= 70°С вязкость v1 = 13мм2/с будет у
масла, имеющего при температуре t = 40°С вязкость v = 38мм2/с.
95.
Основные эксплуатационные характеристики масел для подшипников качения
Марка масла |
Стандарт или ТУ |
Кинематическая
вязкость, мм2/с, при температуре, °С |
Температура, °С |
||
40 |
100 |
вспышки |
застывания |
||
Индустриальные
масла |
|||||
И-5А |
ГОСТ 20799 |
6÷8 |
- |
140 |
-25 |
И-8А |
9÷11 |
- |
150 |
-20 |
|
И-12А |
13÷17 |
- |
170 |
-30 |
|
И-20А |
29÷35 |
- |
200 |
-15 |
|
И-ЗОА |
41÷51 |
- |
210 |
-15 |
|
И-40А |
61÷75 |
- |
220 |
-15 |
|
И-50А |
90÷110 |
- |
225 |
-15 |
|
Авиационные
масла |
|||||
МС-14 |
ГОСТ 21743 |
- |
14 |
215 |
-30 |
МС-20 |
20,5 |
265 |
-18 |
||
МК-22 |
22 |
250 |
-14 |
||
Автомобильные
масла |
|||||
M-8-B1 |
ГОСТ 17479.1 |
- |
8 |
200 |
-25 |
М-8-Г1 |
8 |
210 |
-30 |
||
М-63/10-Г1 |
10 |
210 |
-30 |
||
М-12-Г1 |
12 |
220 |
-25 |
||
М-8-Г2 |
8 |
200 |
-25 |
||
М-10-Г2 |
11 |
205 |
-15 |
||
М-8-Г2К |
8 |
200 |
-30 |
||
М-10-Г2К |
11 |
200 |
-15 |
||
Трансмиссионные
масла |
|||||
ТМ-3-9 |
ГОСТ 17479.2 |
110÷120* |
10 |
128 |
-40 |
ТМ-3-18 |
15 |
180 |
-20 |
||
ТМ-5-18 |
17 |
200 |
-25 |
||
ТСп-15К |
16 |
180 |
-25 |
||
ТСп-14ГИП |
14 |
180 |
-25 |
||
ТСз-9ГИП |
ОСТ 88-10-1158-78 |
9 |
160 |
-50 |
|
ТСГИП |
ТУ38.101844-80 |
21 - 32 |
- |
-20 |
|
ТМ5-2рк |
12 |
180 |
-45 |
||
Турбинные масла |
|||||
Т22 |
- |
20÷23* |
- |
180 |
-15 |
Т30 |
28÷32* |
- |
180 |
-10 |
|
Т46 |
44÷48* |
- |
195 |
-10 |
|
Т57 (Турбо-редукторное) |
55÷59* |
- |
195 |
- |
|
Турбинные масла
с присадками |
|||||
Тп-22 |
ГОСТ 9972 |
28,8÷35,2 |
- |
186 |
-15 |
Тп-30 |
41,4÷50,6 |
- |
190 |
-10 |
|
Тп-46 |
61,2÷74,8 |
- |
220 |
-10 |
|
Приборные масла |
|||||
МВП |
ГОСТ 1805 |
6,5÷8,0* |
- |
125 |
-60 |
Легированные
масла |
|||||
ИГП-18 |
ТУ 38101413 |
7÷9* |
- |
- |
- |
ИГП-38 |
28÷31* |
- |
- |
- |
|
Легированные масла
с противозадирной присадкой |
|||||
ИСп-40 |
ТУ 38101238 |
34,2÷40,5* |
- |
- |
- |
ИСп-110 |
109,5÷118,5* |
- |
- |
- |
|
Синтетические
масла |
|||||
Смазочное 132-08 |
ГОСТ 18375 |
45÷57 при 20°С |
- |
173 |
-70 |
ВНИИНП-50-1-4ф |
ГОСТ 13076 |
3,2 |
204 |
-60 |
|
ИПМ-10 |
3,0 |
190 |
-50 |
||
МП 605 |
14 ÷ 20 |
200 |
-60 |
||
ВНИИНП-7 |
7,5 ÷ 8 |
210 |
-60 |
Значения
кинематической вязкости указаны при эталонной температуре 50°С
Рис. 40.
Номограмма для определения вязкости v1 масла при рабочей температуре
по среднему диаметру dm подшипника и
частоте n его вращения
Рис. 41.
Номограмма для определения первоначальной вязкости v масла, обеспечивающей
требуемую вязкость v1 при рабочей температуре t
Для большинства подшипников средних габаритов
(кроме роликовых сферических, конических и роликовых упорных), работающих при
нормальных условиях, рекомендуется применять масла с кинематической вязкостью
при рабочей температуре v = 12мм2/с; для роликовых конических и
сферических - v = 20мм2/с; для роликовых упорных - v = 30мм2/с.
Масла с вязкостью менее 12мм2/с используют для высокоскоростных
малогабаритных подшипников, особенно когда требуются небольшие пусковые
моменты.
Если частота вращения подшипника не превышает
10об/мин, то применяют масла более высокой вязкости. Это относится также к
тяжел она груженным подшипникам и подшипникам, работающим
при высокой температуре. При значительных потерях на трение скольжения следует
применять масла с противозадирными присадками.
Для крупных медленно вращающихся подшипников
(бессепараторные, конические, сфероконические
роликоподшипники) следует применять высоковязкие масла. При Dpwn≤1000мм·об/мин
кинематическая вязкость масла должна быть 300 ... 500мм2/с (при
50°С), а в Dpwn=1000...10000мм·об/мин
кинематическая вязкость масла должна быть v = 150 ... 300мм2/с.
Для высокоскоростных подшипников
работающих в условиях низких температур необходимо применять масла низкой
вязкости.
Срок службы масла определяется только
продолжительностью его рабы в узле, но и естественным старением, особенно при
попадании в него пыли. Браковочными признаками служат увеличенное кислотное
число (более 5мг на 1кг масла), повышенное содержание воды (более 1%) и наличие
механических примесей (более 0,5%).
Интервал смены масла зависит от условий
работы подшипника, качества масла, мер по его сохранению, а также от его
количества. Для подшипников, работающей в масляной ванне при температуре до +50ºС и достаточно защищенных от внешних загрязнений,
масло можно заменять один раз в год. При тяжелых условиях работы и температуре
+100°С масло необходимо заменять не реже чем один раз
в три месяца.
Способ подачи жидкого смазочного материала
зависит от конструкции всего механизма и размещения в нем подшипникового узла,
расположения вала с подшипниками (горизонтальное, вертикальное), частоты
вращения подшипников, назначения механизма, требований к надежности смазочной
системы, межремонтного периода и других условий эксплуатации.
Наиболее распространенные в подшипниковых
узлах системы подачи масла: масляная ванна; с помощью фитилей и разбрызгивания;
с помощью винтовых канавок, конических насадок, дозирующих масленок,
периодическим впрыскиванием масляным туманом; воздушно-масляная.
Масло к подшипникам может подаваться без
циркуляции его в узле и с циркуляцией (замкнутой или проточной).
Для подшипников, работающих в умеренных
частотах вращения и горизонтальном расположении вала, применяется наиболее
простые способы смазывания разбрызгиванием и с помощью масляной ванны. В
последнем случае масло заливают в корпус так, чтобы его уровень был несколько
ниже центра нижнего шарика и ролика. Если при разбрызгивании на подшипник
подается слишком много масла от зубчатых передач, можно использовать маслоотражательные устройства.
Узел с вертикальным расположением вала можно
смазывать с помощью конической насадки, расположенной в масляной ванне и
подающей масло к подшипнику под действием центробежных сил, а также с помощью
выполненных на валу винтовых канавок.
Смазывание с помощью капельных дозирующих
масленок применяют для подшипниковых узлов как с горизонтальным,
так и с вертикальным расположением вала. Как и при смазывании
масляным туманом, этот способ обеспечивает удаление продуктов износа, а
отработавшее масло повторно не используют.
В простейших случаях используют фитильное
смазывание, обеспечивающее подачу масла в небольших дозированных количествах,
причем фитиль выполняет роль надежного фильтра. Чаще
фитиль располагают прилегающим к конусной шайбе на
валу, распыляющей при своем вращении подсасываемое масло. Фитильное смазывание
применяют для подшипников малых и средних размеров. Оно обеспечивает циркуляцию
смазочного материала и вымывание продуктов износа, может быть использовано при
вертикальном и горизонтальном положениях вала для подшипников, работающих при
частотах вращения выше предельной.
Недостатками фитильного смазывания являются
незначительная подача масла и малый отвод теплоты. Лучшими противоизносными
качествами по сравнению с фитилями из ниток обладают фитили из фетра.
При фитильном смазывании кинематическая
вязкость масла должна быть не более 55мм2/с.
В случае когда
подшипник работает при высокой частоте вращения и значительных нагрузках, рекомендуют
применять циркуляционное смазывание. При этом масло под давлением через
форсунки подают в подшипник, затем его очищают, охлаждают и снова подают к
подшипнику.
Смазывание масляным туманом, основанное на
принципе пульверизации, в настоящее время находит самое широкое применение как
для подшипниковых узлов, работающих при высокой частоте вращения (шлифовальные
шпиндели и др.), так и для тяжелонагруженных узлов (подшипниковые опоры листопрокатных
станов). Масляный туман образуют капельки масла диаметром 1 ... 2мкм,
распыленные в воздухе.
Преимущество смазывания масляным туманом
заключается в минимальном расходе масла при интенсивном воздушном охлаждении
подшипника. Кроме того, избыточное давление воздуха внутри подшипникового
узла предохраняет опору от попадания в нее загрязнений извне.
Масляно-воздушные смазочные системы имеют
преимущества по сравнению со смазыванием масляным туманом: более крупные
капельки масла лучше налипают на поверхность подшипника и остаются на его
рабочих поверхностях, и только незначительная часть масла с воздушным потоком
попадает в окружающую среду. В масляно-воздущной
смазочной системе масло периодически импульсным насосом подают в установку для
образования масляно-воздушной смеси, которую затем
впрыскивают в подшипник.
Для подшипников, работающих в условиях
вакуума, коррозионных сред и высоких температур, а также при необходимости
сохранения чистоты окружающей среды применяют твердые смазочные материалы.
Возможно использование этих материалов в виде порошков, тонких покрытий или в
виде самосмазывающегося конструкционного материала для изготовления сепараторов.
Смазочный материал может быть размешен в специальных камерах и емкостях в
самом подшипнике.
Наибольшее распространение в качестве твердых
смазочных материалов имеют дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама, графит,
фторопласт, а также составленные на их основе композиции. Выпускают твердые
смазочные материалы в виде порошков, паст, коллоидно-диспергированных или суспензированных в жидкостях и добавляемых в смазочные
материалы или непосредственно наносимых на детали подшипников, в виде
брикетов, применяемых для изготовления сепараторов. Применяют также металлические
покрытия из свинца, серебра, никеля, кобальта, индия, золота.
Недостатками твердых смазочных материалов
являются сравнительно высокие энергетические потери и повышенный износ. Одна
из основных причин выхода из строя подшипников с твердыми смазочными
материалами - разрушение сепаратора, которое наступает вследствие попадания
продуктов износа на дорожки качения колец и износа перемычек. Как правило,
подшипники с твердыми смазочными материалами имеют значительные ограничения по
частотам вращения и нагрузкам.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов