Справочные данные по деталям машин

 

 

Главная

 

Отклонения формы посадочных и опорных торцовых поверхностей под подшипники качения

 

Отклонения формы посадочных поверхностей вала и корпуса могут передаваться на поверхности качения подшипников, искажая их и вызывая повышенный уровень вибрации и изнашивание.

Показатели отклонений формы – отклонение от круглости, отклонение профиля продольного сечения, непостоянство диа­метра в поперечном и продольном сечени­ях. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск про­филя продольного сечения) и в диамет­ральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сече­ниях) не должны превышать значений, ука­занных в табл. 97 и 98.

В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовите­лями для номинальных диаметров валов до 10мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуски круглости и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуски непостоянства диа­метра в поперечном и продольном сечениях до 1,2мкм.

Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик из­делия.

Определение допуска круглости и до­пуска профиля продольного сечения - по ГОСТ 24642-81.

 

97. Допуски формы посадочных поверхностей валов, мкм, не более

 

Интервалы номинальных

диаметров d, мм

Допуск круглости

Допуск профиля продольного сечения

Допуск непостоянства диаметра в сечении

поперечном

продольном

Классы точности подшипников

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

От 0,6 до 2,5

1,5

0,7

0,4

1,5

0,7

0,4

3

1,4

0,8

3

1,4

Св. 2,5 до 3

1,5

0,7

0,4

1,5

0,7

0,4

3

1,4

0,8

3

1,4

»3»6

2,0

0,8

0,5

2,0

0,8

0,5

4

1,6

1,0

4

1,6

»6»10

2,5

1,0

0,5

2,5

1,0

0,5

5

2,0

1,0

5

2,0

»10»18

3,0

1,3

0,6

3,0

1,3

0,6

6

2,6

1,2

6

2,6

»18»30

3,5

1,5

0,8

3,5

1,5

0,8

7

3,0

1,6

7

3,0

»30»50

4,0

2,0

1,0

4,0

2,0

1,0

8

4,0

2,0

8

4,0

»50»80

5,0

2,0

1,0

5,0

2,0

1,0

10

4,0

2,0

10

4,0

»80»120

6,0

2,5

1,2

6,0

2,5

1,2

12

5,0

2,4

12

5,0

»120»180

6,0

3,0

1,5

6,0

3,0

1,5

12

6,0

3,0

12

6,0

»180»250

7,0

3,5

1,7

7,0

3,5

1,7

14

7,0

3,4

14

7,0

»250»315

8,0

4,0

-

8,0

4,0

-

16

8,0

-

16

8,0

»315»400

9,0

4,0

-

9,0

4,0

-

18

8,0

-

18

8,0

»400»500

10,0

-

-

10,0

-

-

20

-

-

20

-

 

98. Допуски формы посадочных поверхностей отверстий корпусов, мкм, не более

 

Интервалы номинальных

диаметров D, мм

Допуск круглости

Допуск профиля продольного сечения

Допуск непостоянства диаметра в сечении

поперечном

продольном

Классы точности подшипников

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

2

0,6

5,4

От 0,6 до 2,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Св. 2,5 до 3

2,5

1,0

0,5

2,5

1,0

0,5

5

2,0

1,0

5

2,0

»3»6

3,0

1,3

0,6

3,0

1,3

0,6

6

2,6

1,2

6

2,6

»6»10

4,0

1,5

0,8

4,0

1,5

0,8

8

3,0

1,6

8

3,0

»10»18

4,5

2,0

1,0

4,5

2,0

1,0

9

4,0

2,0

9

4,0

»18»30

5,0

2,0

1.0

5,0

2,0

1,0

10

4,0

2,0

10

4,0

»30»50

6,0

2,5

1,4

6,0

2,5

1,4

12

5,0

2,8

12

5,0

»50»80

7,5

3,0

1,6

7,5

3,0

1,6

15

6,0

3,2

15

6,0

»80»120

9,0

3,5

2,0

9,0

3,5

2,0

18

7,0

4,0

18

7,0

»120»180

10,0

4,0

2,2

10,0

4,0

2,2

20

8,0

4,4

20

8,0

»180»250

11,5

5.0

2,5

11,5

5,0

2,5

23

10,0

5,0

23

10,0

»250»315

13,0

5,3

3,0

13,0

5,3

3,0

26

10,6

6,0

26

10,6

»315»400

14,0

6.0

4,0

14,0

6,0

4,0

28

12,0

8,0

28

12,0

»400»500

16,0

-

-

16,0

-

-

32

-

-

32

-

 

Непостоянство диаметра  в поперечном сечении посадочной поверхности - разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.

Непостоянство диаметра в продольном сечении посадочной поверхности - разность между наибольшим и наименьшим диаметрами измеренными в одном и том же продольном сечении.

Допуск непостоянства диаметра в попе­речном сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном се­чении.

Допуск непостоянства диаметра в про­дольном сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в продольном се­чении.

Значения непостоянства диаметра в по­перечном и продольном сечениях установ­лены в табл. 97 и 98 из расчета: половина допуска на диаметр посадочной поверхно­сти при посадке подшипников классов точ­ности 0 и 6,. треть допуска - при посадке подшипников классов точности 5 и 4, чет­верть допуска - при посадке подшипников класса точности 2.

Допуски непостоянства диаметра в по­перечном и продольном сечениях посадоч­ных поверхностей отверстий чугунных кор­пусов под подшипники класса точности 0, а также валов и отверстий корпусов малонагруженных подшипников разрешается принимать равными 3/4 допуска на диа­метр.

Допуски непостоянства диаметра в по­перечном и продольном сечениях посадоч­ных поверхностей валов, предназначенных для посадки подшипников на закрепитель­ных или стяжных втулках, не должны пре­вышать 1/4 допусков на диаметр посадоч­ной поверхности, соответствующих полям допусков h8, h9, h10, установленных для вала.

Отклонения от постоянства диаметра определяют в трех сечениях по длине и в четырех плоскостях каждого сечения.

Торцовые биения опорных торцов за­плечиков валов и корпусов не должны пре­вышать значений, указанных в табл. 99 и 100. В результате измерения торцового биения при повороте вала или детали на 360° вокруг продольной оси выявляют форму торца - волнистость, неплоскост­ность (вогнутость или выпуклость) и его расположение - отклонение от перпендику­лярности к оси (перекос торца).

Допуски на диаметр конических шеек ва­лов с конусностью 1:12, предназначенных для посадки подшипников с коническим отверстием, и допуски утла конуса АТD, определяемого как разность диаметров вала, рас­положенных друг от друга на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего коль­ца монтируемого подшипника, должны соот­ветствовать указанным в табл. 101.

 

99. Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм, не более

 

Интервалы номинальных

диаметров d, мм

Класс точности подшипника

0

6

5

4

2

От 1 до 3

10

6

3

2,0

1,2

Св. 3 до 6

12

8

4

2,5

1,5

»6»10

15

9

4

2,5

1,5

»10»18

18

11

5

3,0

2.0

»18»30

21

13

6

4,0

2.5

»30»50

25

16

7

4,0

2,5

»50»80

30

19

8

5,0

3,0

»80»120

35

22

10

6,0

4,0

»120»180

40

25

12

8,0

5,0

»180»250

46

29

14

10.0

7,0

»250»315

52

32

16

-

-

»315»400

57

36

18

-

-

Св. 400 до 500

63

40

-

-

-

»500»630

70

44

-

-

-

»630»800

80

50

-

-

-

»800»1000

90

56

-

-

-

»1000»1250

105

66

-

-

-

»1250»1600

125

78

-

-

-

»1600»2000

150

92

-

-

-

»2000»2500

175

110

-

-

-

 

100. Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов, мкм, не более

 

Интервалы номинальных

диаметров d, мм

Класс точности подшипника

0

6

5

4

2

От 3 до 6

18

12

5

4

2,5

Св. 6 до 10

22

15

6

4

2,5

»10»18

27

18

8

5

3,0

»18»30

33

21

9

6

4,0

»30»50

39

25

11

7

4,0

»50»80

46

30

13

8

5,0

»80»120

54

35

15

10

6,0

»120»180

63

40

18

12

8,0

»180»250

72

46

20

14

10,0

»250»315

81

52

23

16

12,0

»315»400

89

57

25

30

13,0

»400»500

97

63

27

-

-

»500»630

110

70

30

-

-

»630»800

125

80

35

-

-

»800»1000

140

90

-

-

-

»1000»1250

165

105

-

-

-

»1250»1600

195

125

-

-

-

»1600»2000

230

150

-

-

-

»2000»2500

280

175

-

-

-

»2500»3150

330

210

-

-

-

 

Примечания.

1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности 0 и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 99 и 100.

2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов ГОСТ 3325-85 не регламентирует.

 

101. Допуски на диаметр конической шейки вала, мкм, не более

 

Интервалы номинальных

 диаметров d, мм

Для диаметра вала

Для угла конуса

Класс точности подшипника

0

6

5

4

2

0

6

5

4

2

До 10

15

9

6

-

-

9

6

4

-

-

Св. 10 до 18

18

11

8

-

-

11

8

5

-

-

» 18 » 30

21

13

9

6

4

13

9

6

2,5

1,5

» 30 » 50

25

16

11

7

4

16

11

7

2,5

1,5

» 50 » 80

30

19

13

8

5

19

13

8

3,0

2,0

» 80 » 120

35

22

15

10

6

22

15

10

4,0

2,5

» 120 » 180

40

25

18

12

8

25

18

12

5,0

3,0

» 180 » 250

46

29

20

14

10

29

20

14

7,0

3,5

» 250 » 315

52

32

23

23

-

32

23

16

8,0

-

» 315 » 400

57

36

25

25

-

36

25

18

9,0

-

» 400 » 500

63

40

27

27

-

40

27

20

10,0

-

» 500 » 630

70

44

-

-

-

44

30

-

-

-

» 630 » 800

80

-

-

-

-

50

-

-

-

-

» 800 » 1000

90

-

-

-

-

56

-

-

-

-

» 1000 » 1250

105

-

-

-

-

66

-

-

-

-

» 1250 » 1600

125

-

-

-

-

78

-

-

-

-

 

Примечание. Все отклонения допускаются только на "плюс" от номинального размера.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Строительная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru