Отклонения
формы посадочных и опорных торцовых поверхностей под подшипники качения
Отклонения формы посадочных поверхностей вала
и корпуса могут передаваться на поверхности качения подшипников, искажая их и
вызывая повышенный уровень вибрации и изнашивание.
Показатели отклонений формы – отклонение от
круглости, отклонение профиля продольного сечения, непостоянство диаметра в
поперечном и продольном сечениях. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и
отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля
продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства
диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных
в табл. 97 и 98.
В технически обоснованных случаях по
согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до
10мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуски круглости и профиля
продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуски непостоянства диаметра
в поперечном и продольном сечениях до 1,2мкм.
Выбор параметров контроля отклонений формы в
радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.
Определение допуска круглости и допуска
профиля продольного сечения - по ГОСТ 24642-81.
97.
Допуски формы посадочных поверхностей валов, мкм, не
более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Допуск круглости |
Допуск профиля
продольного сечения |
Допуск
непостоянства диаметра в сечении |
||||||||
поперечном |
продольном |
||||||||||
Классы точности
подшипников |
|||||||||||
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
|
От 0,6 до 2,5 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
3 |
1,4 |
0,8 |
3 |
1,4 |
Св. 2,5 до 3 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
3 |
1,4 |
0,8 |
3 |
1,4 |
»3»6 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
4 |
1,6 |
1,0 |
4 |
1,6 |
»6»10 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
5 |
2,0 |
1,0 |
5 |
2,0 |
»10»18 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
6 |
2,6 |
1,2 |
6 |
2,6 |
»18»30 |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
7 |
3,0 |
1,6 |
7 |
3,0 |
»30»50 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
8 |
4,0 |
2,0 |
8 |
4,0 |
»50»80 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
10 |
4,0 |
»80»120 |
6,0 |
2,5 |
1,2 |
6,0 |
2,5 |
1,2 |
12 |
5,0 |
2,4 |
12 |
5,0 |
»120»180 |
6,0 |
3,0 |
1,5 |
6,0 |
3,0 |
1,5 |
12 |
6,0 |
3,0 |
12 |
6,0 |
»180»250 |
7,0 |
3,5 |
1,7 |
7,0 |
3,5 |
1,7 |
14 |
7,0 |
3,4 |
14 |
7,0 |
»250»315 |
8,0 |
4,0 |
- |
8,0 |
4,0 |
- |
16 |
8,0 |
- |
16 |
8,0 |
»315»400 |
9,0 |
4,0 |
- |
9,0 |
4,0 |
- |
18 |
8,0 |
- |
18 |
8,0 |
»400»500 |
10,0 |
- |
- |
10,0 |
- |
- |
20 |
- |
- |
20 |
- |
98.
Допуски формы посадочных поверхностей отверстий корпусов, мкм,
не более
Интервалы номинальных диаметров D, мм |
Допуск круглости |
Допуск профиля
продольного сечения |
Допуск
непостоянства диаметра в сечении |
||||||||
поперечном |
продольном |
||||||||||
Классы точности
подшипников |
|||||||||||
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
2 |
0,6 |
5,4 |
|
От 0,6 до 2,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Св. 2,5 до 3 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
5 |
2,0 |
1,0 |
5 |
2,0 |
»3»6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
6 |
2,6 |
1,2 |
6 |
2,6 |
»6»10 |
4,0 |
1,5 |
0,8 |
4,0 |
1,5 |
0,8 |
8 |
3,0 |
1,6 |
8 |
3,0 |
»10»18 |
4,5 |
2,0 |
1,0 |
4,5 |
2,0 |
1,0 |
9 |
4,0 |
2,0 |
9 |
4,0 |
»18»30 |
5,0 |
2,0 |
1.0 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
10 |
4,0 |
»30»50 |
6,0 |
2,5 |
1,4 |
6,0 |
2,5 |
1,4 |
12 |
5,0 |
2,8 |
12 |
5,0 |
»50»80 |
7,5 |
3,0 |
1,6 |
7,5 |
3,0 |
1,6 |
15 |
6,0 |
3,2 |
15 |
6,0 |
»80»120 |
9,0 |
3,5 |
2,0 |
9,0 |
3,5 |
2,0 |
18 |
7,0 |
4,0 |
18 |
7,0 |
»120»180 |
10,0 |
4,0 |
2,2 |
10,0 |
4,0 |
2,2 |
20 |
8,0 |
4,4 |
20 |
8,0 |
»180»250 |
11,5 |
5.0 |
2,5 |
11,5 |
5,0 |
2,5 |
23 |
10,0 |
5,0 |
23 |
10,0 |
»250»315 |
13,0 |
5,3 |
3,0 |
13,0 |
5,3 |
3,0 |
26 |
10,6 |
6,0 |
26 |
10,6 |
»315»400 |
14,0 |
6.0 |
4,0 |
14,0 |
6,0 |
4,0 |
28 |
12,0 |
8,0 |
28 |
12,0 |
»400»500 |
16,0 |
- |
- |
16,0 |
- |
- |
32 |
- |
- |
32 |
- |
Непостоянство диаметра в поперечном
сечении посадочной поверхности - разность наибольшего и наименьшего единичных
диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.
Непостоянство диаметра в продольном сечении
посадочной поверхности - разность между наибольшим и наименьшим диаметрами измеренными в одном и том же продольном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в поперечном
сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в продольном
сечении - наибольшее допустимое непостоянство диаметра в продольном сечении.
Значения непостоянства диаметра в поперечном
и продольном сечениях установлены в табл. 97 и 98 из расчета: половина допуска
на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников классов точности 0
и 6,. треть допуска - при посадке подшипников классов точности 5 и 4, четверть
допуска - при посадке подшипников класса точности 2.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей
отверстий чугунных корпусов под подшипники класса точности 0, а также валов и
отверстий корпусов малонагруженных подшипников разрешается принимать равными
3/4 допуска на диаметр.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном
и продольном сечениях посадочных поверхностей валов, предназначенных для
посадки подшипников на закрепительных или стяжных втулках, не должны превышать
1/4 допусков на диаметр посадочной поверхности, соответствующих полям допусков
h8, h9, h10, установленных для вала.
Отклонения от постоянства диаметра определяют
в трех сечениях по длине и в четырех плоскостях каждого сечения.
Торцовые биения опорных торцов заплечиков
валов и корпусов не должны превышать значений, указанных в табл. 99 и 100. В
результате измерения торцового биения при повороте вала или детали на 360°
вокруг продольной оси выявляют форму торца - волнистость, неплоскостность
(вогнутость или выпуклость) и его расположение - отклонение от перпендикулярности
к оси (перекос торца).
Допуски на диаметр конических шеек валов с
конусностью 1:12, предназначенных для посадки подшипников с коническим
отверстием, и допуски утла конуса АТD,
определяемого как разность диаметров вала, расположенных друг от друга на
расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего кольца монтируемого подшипника,
должны соответствовать указанным в табл. 101.
99.
Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм, не
более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Класс точности
подшипника |
||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
От 1 до 3 |
10 |
6 |
3 |
2,0 |
1,2 |
Св. 3 до 6 |
12 |
8 |
4 |
2,5 |
1,5 |
»6»10 |
15 |
9 |
4 |
2,5 |
1,5 |
»10»18 |
18 |
11 |
5 |
3,0 |
2.0 |
»18»30 |
21 |
13 |
6 |
4,0 |
2.5 |
»30»50 |
25 |
16 |
7 |
4,0 |
2,5 |
»50»80 |
30 |
19 |
8 |
5,0 |
3,0 |
»80»120 |
35 |
22 |
10 |
6,0 |
4,0 |
»120»180 |
40 |
25 |
12 |
8,0 |
5,0 |
»180»250 |
46 |
29 |
14 |
10.0 |
7,0 |
»250»315 |
52 |
32 |
16 |
- |
- |
»315»400 |
57 |
36 |
18 |
- |
- |
Св. 400 до 500 |
63 |
40 |
- |
- |
- |
»500»630 |
70 |
44 |
- |
- |
- |
»630»800 |
80 |
50 |
- |
- |
- |
»800»1000 |
90 |
56 |
- |
- |
- |
»1000»1250 |
105 |
66 |
- |
- |
- |
»1250»1600 |
125 |
78 |
- |
- |
- |
»1600»2000 |
150 |
92 |
- |
- |
- |
»2000»2500 |
175 |
110 |
- |
- |
- |
100.
Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов, мкм,
не более
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Класс точности
подшипника |
||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
От 3 до 6 |
18 |
12 |
5 |
4 |
2,5 |
Св. 6 до 10 |
22 |
15 |
6 |
4 |
2,5 |
»10»18 |
27 |
18 |
8 |
5 |
3,0 |
»18»30 |
33 |
21 |
9 |
6 |
4,0 |
»30»50 |
39 |
25 |
11 |
7 |
4,0 |
»50»80 |
46 |
30 |
13 |
8 |
5,0 |
»80»120 |
54 |
35 |
15 |
10 |
6,0 |
»120»180 |
63 |
40 |
18 |
12 |
8,0 |
»180»250 |
72 |
46 |
20 |
14 |
10,0 |
»250»315 |
81 |
52 |
23 |
16 |
12,0 |
»315»400 |
89 |
57 |
25 |
30 |
13,0 |
»400»500 |
97 |
63 |
27 |
- |
- |
»500»630 |
110 |
70 |
30 |
- |
- |
»630»800 |
125 |
80 |
35 |
- |
- |
»800»1000 |
140 |
90 |
- |
- |
- |
»1000»1250 |
165 |
105 |
- |
- |
- |
»1250»1600 |
195 |
125 |
- |
- |
- |
»1600»2000 |
230 |
150 |
- |
- |
- |
»2000»2500 |
280 |
175 |
- |
- |
- |
»2500»3150 |
330 |
210 |
- |
- |
- |
Примечания.
1. Если по условиям работы в узлах вместо
применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы
подшипники классов точности 0 и 6, технические требования к посадочным и
опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под
посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 99 и 100.
2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении
методом вальцовки или кернения, а также для
подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и
биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов ГОСТ 3325-85 не
регламентирует.
101.
Допуски на диаметр конической шейки вала, мкм, не
более
Интервалы
номинальных диаметров d, мм |
Для
диаметра вала |
Для
угла конуса |
||||||||
Класс
точности подшипника |
||||||||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
До 10 |
15 |
9 |
6 |
- |
- |
9 |
6 |
4 |
- |
- |
Св. 10 до 18 |
18 |
11 |
8 |
- |
- |
11 |
8 |
5 |
- |
- |
» 18 » 30 |
21 |
13 |
9 |
6 |
4 |
13 |
9 |
6 |
2,5 |
1,5 |
» 30 » 50 |
25 |
16 |
11 |
7 |
4 |
16 |
11 |
7 |
2,5 |
1,5 |
» 50 » 80 |
30 |
19 |
13 |
8 |
5 |
19 |
13 |
8 |
3,0 |
2,0 |
» 80 » 120 |
35 |
22 |
15 |
10 |
6 |
22 |
15 |
10 |
4,0 |
2,5 |
» 120 » 180 |
40 |
25 |
18 |
12 |
8 |
25 |
18 |
12 |
5,0 |
3,0 |
» 180 » 250 |
46 |
29 |
20 |
14 |
10 |
29 |
20 |
14 |
7,0 |
3,5 |
» 250 » 315 |
52 |
32 |
23 |
23 |
- |
32 |
23 |
16 |
8,0 |
- |
» 315 » 400 |
57 |
36 |
25 |
25 |
- |
36 |
25 |
18 |
9,0 |
- |
» 400 » 500 |
63 |
40 |
27 |
27 |
- |
40 |
27 |
20 |
10,0 |
- |
» 500 » 630 |
70 |
44 |
- |
- |
- |
44 |
30 |
- |
- |
- |
» 630 » 800 |
80 |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
- |
- |
- |
» 800 » 1000 |
90 |
- |
- |
- |
- |
56 |
- |
- |
- |
- |
» 1000 » 1250 |
105 |
- |
- |
- |
- |
66 |
- |
- |
- |
- |
» 1250 » 1600 |
125 |
- |
- |
- |
- |
78 |
- |
- |
- |
- |
Примечание.
Все отклонения допускаются только
на "плюс" от номинального размера.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов