Муфты
трения
Муфты трения в станках применяют для пуска и
останова, реверсирования, пересечения скоростей, переключения направления
движения (например, на продольную и поперечную подачу и т. д.).
Фрикционные многодисковые масляные муфты
используют в узлах, где трудно обеспечить изоляцию муфты от масла (коробка
передач и др.).
Материалами трущихся поверхностей служат
закаленная сталь (>60HRCэ) и текстолит.
При муфтах с дисками из текстолита, работающими
по стали, нет металлической пыли, появляющейся при трении стали по стали.
Текстолитовые диски разрушаются при температуре свыше 110°С.
Стальные диски при трении по стали шлифуют.
Фрикционные многодисковые сухие муфты
устанавливают в узлах, где удобно изолировать их от масла. Материалы тру
трущихся поверхностей - сталь (среднеуглеродистая, можно без термической обработки)
или чугун по асбесту.
Проверочный
расчет многодисковых муфт трения (ненормализованных, рис. 1).
Исходные
данные:
Т - передаваемый вращающий момент, Н·мм;
n- частота вращения ведущего вала муфты, мин-1;
k- число включений муфты в 1 ч;
i- число поверхностей трения;
β - коэффициент запаса сцепления (обычно
1,3-1,5);
K- наружный радиус поверхностей трения, мм;
r- внутренний радиус поверхностей трения, мм.
Средний радиус поверхностей трения в мм
Средняя окружная скорость, м/с,
Рис. 1. Узел
ненормализованных фрикционных многодисковых муфт трения
Допускаемый вращающий момент, Н·мм,
Необходимая сила сжатия дисков, Н
Давление на трущихся поверхностях в Мпа
При средней окружной скорости v >2,5м/с
допускаемый вращающий момент масляных и сухих муфт умножают на коэффициент
скорости Kv:
Коэффициент
Kv |
1 |
0,94 |
0,86 |
0,75 |
0,68 |
0,63 |
Окружная
скорость, м/с |
До 2,5 |
3 |
4 |
6 |
8 |
10 |
При работе масляных муфт с частыми
переключениями (свыше 50-100 раз в 1ч) вводят поправочный коэффициент Кm учитывающий
число дисков:
Число наружных
дисков |
До 3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Коэффициент Кm |
1 |
0,97 |
0,94 |
0,91 |
0,88 |
0,85 |
0,82 |
0,79 |
0,76 |
Для сухих муфт Кm принимают равным единице.
Кроме этого, допускаемые вращающие моменты
муфт следует снижать на 1% на каждые дополнительные пять включений сверх
50-100, т. е. вводить коэффициент (1 - К'n
), где К'n
= 0,01 на каждые дополнительные пять включений для муфт с числом включений не
более 300-350 в 1ч; предельные значения К'n
= 0,5; при большем числе включений необходимо производить тепловой расчет
муфты.
Значение коэффициента f и наибольшие
допускаемые давления [р] приведены в табл. 19. При v
> 2,5м/с табличные давления [р] умножают на
коэффициент скорости Kv. Давление [р]
снижают также введением коэффициентов Кm и К'n.
19.
Коэффициент трения f и наибольшие допускаемые давления [р]
на поверхность трения
Материал
поверхностей трения |
f |
[р], МПа |
Материал
поверхностей трения |
f |
[р], МПа |
Для масляных муфт |
Для сухих муфт |
||||
Закаленная сталь по закаленной стали |
0,08 |
0,6-0,8 |
Прессованный асбест или феродопостали
или чугуну |
0,3 |
0,2-0.25 |
Чугун по чугуну или по закаленной стали |
0,08 |
0,6-0,8 |
|||
Текстолит по стали |
0,15 |
0,4-0,6 |
Чугун по чугуну или по закаленной стали |
0,15 |
0,25-0,3 |
Меньшие значения давлении рекомендуются при
малом числе дисков, большие - при большом.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов