РЭНКИН Уильям Джон Маккуорн
(05.07.1820
— 24.12.1872)
Механик Уильям Джон Маккуорн
Рэнкин (Rankin W. J. M.) родился в Эдинбурге
(Шотландия, Великобритания) в семье офицера, который очень интересовался
техникой. После выхода в отставку его отец работал на строительстве
железной дороги.
Первоначальное
образование Рэнкин получил под руководством своего
отца, а затем расширял свои знания по математике, физике и механике
самостоятельно. В 14 лет он прочитал «Математические начала натуральной
философии» И. Ньютона. В это же время много внимания уделял теории музыки.
В
1836 г. М. Рэнкин поступил в Эдинбургский
университет, где вначале изучал экспериментальную и теоретическую химию, затем
слушал лекции по физике. За сочинение по волновой теории света получил золотую
медаль. Летом 1837 г. изучал ботанику. В 1837 — 1838 учебном году продолжал
изучать физику и получил высший приз за сочинение, посвященное методам
физических исследований. В это же время под руководством отца начал работу на
железной дороге, а с 1838 г. участвовал в проектировании и постройке различных
инженерных сооружений в Ирландии и Шотландии.
В
1843 г. опубликовал первую научную работу, посвященную экспериментальному
исследованию прочности колес подвижного состава железных дорог.
В 1848
г. начал заниматься молекулярной физикой и термодинамикой. В этих областях он
работал всю жизнь.
В
1853 г. М. Рэнкин был избран членом Лондонского
королевского общества, а в 1855 г. возглавил кафедру инженерного дела в
университете города Глазго, где и работал до донца своих дней.
В
1858 г. был опубликован его учебник по прикладной механике, а в 1861 г. — по
строительной технике. Вторая книга была переведена на русский язык в 1870 г.
Изложение сопротивления материалов в первой книге Рэнкин
начинает с основных уравнений теории упругости, а затем переходит к
рассмотрению различных случаев нагружения стержней. В
частности, при исследовании изгиба балки он вывел формулу для определения
касательных напряжений при поперечном изгибе, что, как указывалось выше, было
впервые сделано Д. И. Журавским, и учел влияние поперечной силы на величину
прогиба, что, впрочем, также было сделано ранее Ж. Понселе.
М. Рэнкину принадлежат
важные исследования по строительной механике и, в частности, по жесткости
висячих мостов и устойчивости сыпучих тел, а также первая на английском языке
работа по усталостной прочности, опубликованная в 1843 г. В этой работе описано
исследование усталостных изломов и дана рекомендация для повышения усталостной
прочности увеличивать радиусы галтелей в валах и осях.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Строительная механика Детали машин Теория машин и механизмов